ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ СОЗНАНИЯ И ТЕЛА

Почему же возможность влияния мыслительных про­цессов на телесные заболевания встречала такое сопротивле­ние? В ответе скрыта одна из самых запутанных философ­ских проблем, какую я знаю.


264 Мартяя Э. П. Зеляпиая

Великий рационалист XVII века Рене Декарт утверж­дал, что во Вселенной существуют два вида материи: физи­ческая и духовная. Как они действуют друг на друга? Мы можем наблюдать, как один бильярдный шар, ударившись в другой, заставляет его двигаться. Но каким образом мыс­лительный акт желания пошевелить рукой вызывает ее физическое перемещение? У Декарта был на это свой хит­роумный ответ. Он заявил, что сознание управляет телом через посредство шишковидной железы, части мозга, функ­ции которой до сих пор как следует не поняты. Ответ Декарта был ошибочен, и ученые с философами с тех пор мучительно пытались понять, каким же путем материя ду­ховная может влиять на физическую.

Декарт был дуалистом и верил, что духовное способно воздействовать на физическое. Со временем сложилась противоположная школа мышления, сегодня доминирую­щая — материализм, чьи приверженцы убеждены либо в том, что существует только один вид материи — физичес-' кий, либо в том, что существует и материя духовная, но она ни на что не влияет. Почти все современные ученые и медики — материалисты. И они готовы стоять насмерть против предположения, что мысли и эмоции могут влиять на тело. Для них это — спиритуализм, и всякие заявления о возможности влияния эмоциональных и сознательных процессов на болезни противоречат материализму.

Последние двадцать лет передо мной постоянно маячи­ли три вопроса о взаимосвязи здоровья и надежды. Все они находятся на переднем крае попыток понять сущность те­лесных заболеваний, являющихся современной инкарнацией проблемы «сознание — тело».

Первый вопрос касается причины. Действительно ли надежда поддерживает жизнь? Действительно ли безна­дежность и беспомощность способны убивать?

Второй касается механизма. Как в реальном, матери-


Здоровье 265

альном мире могут срабатывать надежда и беспомощность? При помощи какого механизма столь эфемерное способно влиять на столь вещественное?

Третий вопрос — проблема терапии. Возможно ли, изменив способ мышления, свой стиль объяснения, улуч­шить свое здоровье и продлить жизнь?