Производственно-экономическая и социально-регулирующая роли прессы

Производственно-экономическая. Товарно-денежные отношения пронизывают индустрию СМИ во всех направлениях: определенную стоимость имеют квалификация корреспондента и его трудозатраты при работе на редакцию, готовый тираж газеты, оборудование телерадиостанции, время в эфире, предоставляемое для рекламы, и пр.
Добытые журналистом сведения становятся его собственностью — и уже он в той или иной форме предлагает их покупателю, в качестве которого выступает редакция. Та в свою очередь предлагает новости, приобретшие вид публикаций, распространителям, а они выбрасывают товар на рынок массового потребительского спроса. Так выглядит предельно укороченная цепочка продажи информации.

Регулирующая. Журналистика выполняет регулирующую роль, участвуя в процессах управления обществом, самоуправления и контроля.

Прессу как инструмент управления используют и правительство с администрацией, и политические партии, поскольку у них нет более эффективного способа проводить и утверждать в обществе свои взгляды, политические программы и подходы к решению тактических вопросов. Также пресса способна выражать интересы, волю, мнения населения, доносить их до институтов политической системы и тем самым корректировать ее деятельность.
Роль прессы в общественном самоуправлении выражается в том, что она не только служит продуктом общественного мнения, но и создает его. Журналистике отведена роль посредника, «третьего элемента» в конфликтах между правителями и управляемыми.
Но для ее функционирования по этой схеме требуется ряд условий как внешнего, так и внутреннего порядка. Это касается и правовых актов с юридической точки зрения, так и поведения самих журналистов.