РОССИЯ И МИР

Появление новых моментов во внутренней политике было рассчитано и на международное общественное мнение. Сталинский режим пытался создать впечатление, особенно на начальном, особенно трудном для него этапе войны, что он способен к движению в сторону западных демократий. Уступка религии, и не только православной, делалась также и под давлением США, которые настаивали в случае предоставления помощи на осуществлении свободы совести в СССР. Кроме того, учитывалось заигрывание с религией германских властей на временно оккупированных советских территориях, что было одной из сторон «нового порядка».

Одиозным в глазах западного мира являлся курс советского руководства на мировую революцию. Орудием этого курса являлся Коминтерн, существование которого вызвало озабоченность в западных странах и неверие в искренность советской политики мирного сосуществования. С целью успокоить своих союзников по антигитлеровской коалиции И.В. Сталин решил ликвидировать этот орган и 15 мая 1943 г. Президиум исполкома Коминтерна принял постановление о роспуске Коммунистического Интернационала.

Доказательством движения СССР в сторону демократии должен был, по мнению И.В. Сталина, служить и факт расширения прав союзных республик во внешнеполитической деятельности. В январе 1944 г. на сессии Верховного Совета обсуждался вопрос о поправках к Конституции СССР, наделявших союзные республики большими правами в области обороны и внешней политики. Для рассмотрения этого вопроса был созван единственный за всю войну Пленум ЦК ВКП(б), который рекомендовал создать для осуществления этих полномочий соответствующие союзно-республиканские наркоматы.

Конкретным поводом для этого стало то, что в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе представители СССР, США, Великобритании и Китая разрабатывали Устав Организации Объединенных наций. СССР настаивал на том, чтобы учредителями ООН считались все советские республики, которые имели право самостоятельности дипломатической деятельности. Сталину удалось настоять на своем и учредителями ООН стали наряду с СССР Украинская и Белорусская советские республики.

Следует признать эффективность советской внешней политики в годы Великой Отечественной войны. Ее основная цель заключалась в прорыве блокады Советского Союза и оказание помощи ему в войне с Германией. После нападения Германии СССР стал равноправным членом антигитлеровской коалиции и играл в ней важную роль. Хотя его усилия по открытию второго фронта в Европе увенчались успехом лишь летом 1944 г., однако, СССР сумел убедить западные страны оказать ему дипломатическую и особенно экономическую поддержку уже в 1941 г.

Известно, что США в начале второй мировой войны приняли закон о ленд-лизе, то есть передаче взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и др. странам — союзникам по антигитлеровской коалиции. На СССР этот закон был распространен после поездки в Москву советника и специального помощника президента Ф. Рузвельта Г. Гопкинса в конце июля 1941 г. 1 октября 1941 г. было подписано первое в период войны трехстороннее соглашение — протокол о поставках, которым оговаривалось свыше 70 основных видов поставок и свыше 80 предметов медицинского снабжения.

Помощь, оказанная союзниками СССР за весь период войны, которая составляла около 4% произведенного в СССР военного оборудования, тем не менее оценивается в 11—12 млрд. американских долларов. Она имела большое значение, особенно для начального периода войны, когда советская экономика еще только перестраивалась на военные рельсы. Первые западные танки и самолеты были использованы Советским Союзом в ноябре 1941 г. под Москвой, и до середины 1942 г. он получил около 3 тыс. самолетов, 4 тыс. танков и 20 тыс. различных транспортных средств.