Тема № 3. Движущие силы и условия развития личности
Понятие о росте, формировании и развитии. Органические предпосылки и социальные условия развития личности.
Индивид и личность. Индивид как биосоциальная целостность (Личность как психологическая система). Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида.
Развитие как спонтанный процесс. Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.
Личность в социогенезе. Социально – исторический образ жизни как источник развития личности.
Понятие персоногенеза как основы формирования индивидуальности личности и ее жизненного пути.
Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности (Л.С. Выготский, Б.Н. Ананьев, Л.И. Божович). Общая характеристика понятий «социальная роль» и «социальный статус». Ролевые теории личности.
Проблема социально-типического в личности. Национальный характер. Методы исследования социально-типических проявлений личности.
Роль социализации в формировании личности. Когнитивный и мотивационный аспекты социализации. Интериоризация как механизм социализации (П. Жане, Л.С. Выготский). Стадии социализации, институты социализации.
Развитие личности как процесс, обусловленный врожденными потребностями. Первичное и вторичное обуславливание как «механизм» развития личности (бихевиоризм и необихевиоризм). Понятие подкрепления. «Почкование» мотивов как основной принцип развития в рамках постулата «непрерывного поля мотивации.
Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З. Фрейда. Модификация идей классического психоанализа в теориях А. Адлера, Э. Фромма, Г. Салливена, К. Хорни.
Развитие личности как имманентное свойство субъекта. Когнитивистская ориентация. Представление о движущих силах развития личности в теории К. Левина. Развитие как итог «когнитивных конфликтов» (Л. Фестингер, Г. Келли).
Экзистенциалистская ориентация. Тенденции к самоактуализации как движущая сила развития личности в теориях А. Маслоу и Г. Олпорта. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (Ф. Франкл, К. Роджерс). Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).