Алгоритм анализа картины

Описание картины.

1. Люди. Кто они? Количество, возраст, одежда и т.д. Их отношение друг к другу.

2. Пейзаж, предметы, растения, животные. Каким образом представлены отношения между человеком и животными? В гармонии или противоречии?

3. Пространство картины. Где мы находимся: на открытом пространстве или внутри помещения? Можно ли изображение на картине разделить на передний план, средний, задний?

4. Формы и линии. Какие линии доминируют? Вертикальные, горизонтальные, диагональные? Геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги?

5. Цвета и световые эффекты: какие части картины выделены особым светом, контрастами?

6. Движения. Обратите особое внимание на контрасты: застывшие позы, движение вверх, вниз.

7. Позиция обозревателя. Предельно ограниченное поле зрения, нормальный обзор, обзор с высоты птичьего полета.

8. Композиция. Все ли гармонично на картине? Если «да», то, как это достигнуто? Что является фокусом картины? Как этот фокус создан?

Интерпретация.

1. Кто эти люди? Иногда это легко определить сразу, но бывает, что вы должны определить это по каким-либо символам и условностям.

2. Сюжет картины. Что происходит?

3. Знаки и символы. Точное описание того, что происходит, часто строится на толковании знаков и символов. Причем не только в буквальном смысле, но также на интерпретации выражения лица, движений, жестов, расположении людей на картине, их размеров, света и тени, цвета изображения.

4. Кто автор картины, и для кого она была предназначена? Была ли картина заказана художнику? Кем? Или он нарисовал ее по собственному желанию? Входило ли в намерения художника в чем-то убеждать людей, разочаровывать их, производить впечатление?

5. Что говорит текст к иллюстрации? Кто написал его? Есть ли согласование между текстом и иллюстрацией? В чем? (Или почему?).

6. Какими материалами обладал художник для создания объективной, беспристрастной картины? Информацией из первоисточников или из вторых рук?

7. Каковы были его намерения в отношении картины? Какие приемы он использовал, чтобы донести до зрителей идею своего произведения? Получилось ли у него это? Каким образом или почему нет?

8. Какие достоинства (или предвзятое отношение к событию) вы можете обнаружить в картине? Они могут быть сознательными или бессознательными для художника, но они практически всегда видны на полотне. Является ли это произведение выражением какой-либо особой идеологии?