Вопрос 2

При подготовке к данному вопросу семинарского занятия студент должен выяснить, что такое Средневековье, каковы его хронологические рамки и характерные особенности социально-экономического устройства, политической организации обществ, формирование религиозной картины мира, соотношение духовной и светской власти.

Студент должен знать основные исторические источники эпохи Раннего Средневековья, прежде всего, по истории Киевской Руси («Повесть временных лет», «Русская правда», «Поучение Владимира Мономаха детям») и уметь давать их характеристику с позиций историзма (где, когда и почему возник тот или иной исторический источник, структура исторического источника, назначение исторического источника, степень достоверности).

Студенту следует понимать, что недостаточность и неоднозначность информации, содержащейся в имеющихся исторических источниках по истории Древней Руси повлекла за собой возникновение ряда теорий образования государства у восточных славян. Студент должен уметь давать характеристику основных теорий образования государства у восточных славян (время возникновения теорий, знать основных представителей, основные положения и степень их обоснованности).

Студенту следует уметь характеризовать пути политогенеза народов Западной Европы и восточных славян, выделять общие и особенные черты этого процесса. Для этого студент должен выяснить предпосылки и причины образования государств у восточных славян и франков и иметь представление о политической организации раннесредневековых государственных образований (Франкское королевство, Киевская Русь). Применительно к восточнославянскому обществу студент должен уяснить роль и место в его управлении князя, вече, дружины, организации сбора налогов, законодательной политики, специфику порядка престолонаследия (лествичный порядок).

Студенту следует понимать, что одним из важнейших признаков средневекового общества являлась его специфическая (феодальная) структура. Студент должен уметь давать определение феодализма, выделять его характерные особенности как специфического этапа истории средневекового мира.

Студент должен уметь давать характеристику социально-экономического устройства Франкского государства и Киевской Руси. Понимать, что:

  • в западной модели феодализма государь располагал лишь номинальным правом верховной собственности на землю, а в Киевской Руси верховным собственником земли являлся великий князь (государственный феодализм);
  • в Киевской Руси, в отличие от Западной Европы, отсутствовали традиции частной собственности на землю;
  • в Западной Европе деление на отдельные земли происходило по иерархическому принципу с наделением феодалов каждого из уровней (герцогов, графов и т.д.) властными полномочиями, соответствующими данному уровню, а в Киевской Руси деление на княжения носило чисто административный характер и наделение местных князей властными полномочиями не происходило (Киевская Русь – совместное владение рода Рюриковичей);
  • в Западной Европе феодальные отношения возникали синтезным путем, в то время как в Киевской Руси – бессинтезным.

Применительно к истории Киевской Руси студент должен уяснить социальное устройство Древнерусского государства, уметь характеризовать основные социальные категории его населения, иллюстрируя примерами из «Русской правды» (свободные – зависимые, привилегированные – непривилегированные).

Студент должен владеть хронологией основных событий, связанных с историей Киевской Руси, уметь давать характеристику деятельности основных представителей династии Рюриковичей (до начала политической раздробленности).

Студент должен прийти к выводу, что, несмотря на различия в условиях возникновения Древнерусского и Франкского государств Киевская Русь в целом не отставала в развитии от государств Западной Европы.

Занятие 2