Духовная культура казахов в XV-XVIII веках (Эпоха жырау, казахский эпос, фольклор)

Устное творчество было представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями-жырау. Из поколения в поколении передавались произведения героического эпоса, в которых рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слу шаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан - горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».Предания сохранили имена представителей устной казахской поэзии: Шалкияз Тиленшиулы, выдающийся жырау периода становления казахского ханства. Он происходил из знатного рода Едиге, был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира, в его свите был в Стамбуле, Крыму, Северном Кавказе, и на Дону. Доспамбет жырау – является одним из ярких поэтов-жырау 16в. Родился в семье знатного военоначальника в Азове. Среди его произведений выделяется толгау имеющий в некоторой степени биографический характер. Жиембет Жырау - яркий представитель поэтической традиции, был наместником хана Есима. Из его наследия сохранились три толгау – обращения к Есиму, и 2 лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам. Актамберды жырау родился в 1645 в семье состоятельных феодалов в Каратау. Участвовал в походах казахов на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу отважного батыра. Умбетай жырау воспевал богатырские качества защитников родной земли. Он был одним из соратников Абылай хана. Его крупные произведения: Извещение хана Абылая о смерти Богенбая, на смерть Богенбая, Жаукашарга, Обращение к Бекболат Бию. Бухар Калкаманулы известный жырау 18века, бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов. В Казахстане были такие творческие бии-шешены как Толе би Алибекулы(1663-1756), Казыбек би Келдибекулы (1667-1765), Айтеке би Байбекулы(1682-1766).