Появление нового стиля в 17 веке. Особенности архитектуры, скульптуры, живописи классицизма на примере творчества Н.Пуссена, С Вуэ, или других авторов.

Классицизм – лат.сл. classicus – образцовый, художественный стиль в Западной Европе XVII – нач. XIXвв. и в русском искусстве XVIII – нач.XIXвв., обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания в архитектуре, скульптуре, живописи, ДПИ. Основными чертами классицизма являются строгая логика в восприятии натуры, рационализм, развитие чувства изящного проявившиеся в полной мере в живописи Пуссена, Лоррена, Вуэ и т.д.

Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем классического направления в живописи становиться Никола Пуссен (1594-1665). Уже в ученические годы Пуссен проявил интерес к античному искусству. В 1623г. он едет в Италию, где получает колористические уроки, а с 1624г. живет в Риме. Римская античность, живопись болонской школы произвели сильное впечатление на Пуссена. Непроизвольно он испытывает влияние Караваджо. Темы его работ разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий Завет. Его Герои - люди сильных характеров, и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством. Все эти черты входят в программу классицизма. Вырабатывается и определенный язык. Мера и порядок, композиционная уравновешенность плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика, становятся основой живописного произведения классицизма. Колорит построен на созвучных сильных глубоких танах. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение создают возвышенный строй, чуждый всего суетного и проходящего.

Классический пейзаж – это не реальная природ, а природа «улучшенная», сочиненная художником, ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве.

Примеры: «Оплакивание Христа», «Парнас», «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «царство Флоры», «Спящая Венера», «Венера и сатиры», «Аркадские пастухи», цикл картин «Времена года».

Картина «Танкред и Эрминия» написанная на сюжет поэмы Торкватто Тассо «Освобождение Иерусалима», посвященной одному из крестовых походов, лишена прямой иллюстративности. Ее можно рассматривать как самостоятельное программное произведение классицизма. Пуссен избирает этот сюжет, потому что он дает возможность показать доблесть рыцаря Танкреда, Найденного Эрминией на поле брани, страстность и силу чувства Эрминии, отрезающей волосы, чтобы перевязать раны героя и спасти его. Композиция строго уравновешена. Форма создается, прежде всего, линией, контуром, светотеневой моделировкой. Большие локальные пятно: желто в одежде слуги и на крупе лошади, красная одежда Танкреда и синий плащ Эрминии – создают красочное созвучие с общим коричневатым фоном неба и земли. Все поэтично-возвышенно, во всем мера и красота.