Вопрос 19. Государство и церковь в 14-16 веках.

 

В 14 веке государство зависело во многом от церкви, так как церковь играет большую роль. Москва стала религиозным центром. Кроме того, церковь не одобряла никогда сопротивления против врагов, и говорила платить дань. Отношение церкви к монголам: всякая власть от бога. РПЦ распространяет на монгольского хана идею священной власти. Монгольский князь – "царь". Но в 1380 Мамай приходит на Русь, и случается то, чего раньше не было – Сергий Радонежский даёт благословение на битву Дмитрию Донскому. Хотя сначала уговаривал откупиться деньгами. Спустя 140 лет сменилась позиция церкви.

1я половина 15 века ознаменовалась разрешением важной религиозной проблемы.

Византия подвергалась нашествиям турок, Византийский император обращается за помощью к Папе Римскому, тот просит подписать унию, что церковь Византии переходит в подчинение Папе Римскому. От имени Руси соглашался митрополит Исидор с разрешения Василия Второго. 1439 год – во Флоренции подписана уния Ферраро-Флорентийская. Исидора на Руси посадили в тюрьму, он сбежал в Италию, потом в Константинополь. 1453 – султан Мехмед 2 завоевал Константинополь. 1448 год – в Москве без санкции Константинополя был избран митрополит Иона. РПЦ стала автокефальной (самовозглавляющейся), обрела религиозную независимость. К середине 15 века сложились предпосылки для формирования единого Российского государства.

Единство религии и независимость – одна из предпосылок к созданию единого российского государства. Псковский монах Филофей стал автором теории "Москва – третий Рим". Мол, Рим – католицизм, Византия – православие, и Константинополь – Второй Рим. После гибели Константинополя истинная вера – или в Тифлис, или в Москву, на Русь. Москва – третий Рим, наследница истинной веры. Эта теория никогда не являлась основанием для агрессивных планов или действий. Основание духовного православия. Также идея божественного происхождения власти.

Рубеж 15-16 веков в рамках РПЦ возникает конфликт. Затрагивающий интерес власти. иосифляне (последователи основателя Иосифо-Волоколамского монастыря). Церковь – господствующая по их мнению. Потом идея: церковь должна быть богатой, иметь земли, это угодно Богу. Но она должна поддерживать власть. Сакральный характер власти для осифлян священен. Нестяжатели (река Нил Суорский), были за бедную церковь. Но за церковь до известной степени самостоятельную. Сначала Иван 3 поддерживал вторых, потом – осифлян. Победа на осифлянами – это победа традиций над динамикой, изоляции над готовностью к диалогу. Нестяжатели – пришли из Европы, где зарождался протестантизм в протест католичеству. Иная трудовая этика – отношение к труду не библейское, не как к наказанию.

В 1550 году создаётся ситуация, благоприятная для централизации, в том числе модернизация внутрицерковной жизни. Запрещено получать новые земли. Медленный подъём уровня образования священников, морально-нравственный облик священников и монахов его беспокоил. Запрещено пить вино, только иностранное можно.