Библиографический список

 

1. Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны будет жить в веках: материалы межвузовской научно-практической конференции (16 апреля 2010 г.). Томск, 2010.

2. О людях с чистой совестью: из истории группы томских заводов: 50 лет самоотверженного труда. М.: Пресса, 1992. 571 с.

3. Вклад сибиряков в разгром немецко-фашистских захватчиков: материалы региональной научно-практической конференции 15 апреля 2005 г. Томск, 2005.

4. Вклад в победу над фашисткой Германией Сибирских формирований Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской городской научно-практической конференции 25 апреля 2008 г. Томск, 2008.

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Пережогин Сергей Андреевич

студент 1-го курса

Омский государственный медицинский университет

Лечебный факультет

Научный руководитель: к.и.н. М.Н. Шевченко

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Омский государственный медицинский институт, лечебный факультет, выпускники.

Великая Отечественная война затронула все стороны жизни граждан СССР, круто изменив их судьбы. В годы войны не хватало топлива, электроэнергии. Ухудшалось коммунальное обслуживание, работа городского транспорта. Хлеб и большинство товаров повседневного спроса выдавались по карточкам. В то же время максимально возрастала производственная нагрузка на каждого работника и сокращалось до минимума время отдыха. Ужесточались меры наказания за нарушения производственной дисциплины. Многие заводы прекратили производство потребительских товаров и были переориентированы на достижение военных целей. Суровые реалии войны коснулись и сферы образования, которая, как и вся страна, вынуждена была перестраиваться, сообразуясь с военной необходимостью.

В этой связи цель настоящей работы – определить характер и сущность изменений, произошедших в учебной программе и организационной структуре Омского государственного медицинского института (ОмГМИ) в годы войны.

Задачами настоящей работы являются:

1) анализ архивных документов Омского государственного медицинского университета 1941-1945 гг.;

2) анализ официальных документов ОмГМИ:

а) документов, регламентировавших изменения в учебной программе,

б) документов, фиксировавших изменения в организационной структуре института;

3) анализ мемуаров сотрудников ОмГМИ, являющихся ветеранами войны и труда.

В чрезвычайных условиях правительство стремилось сократить сроки обучения и не потерять в качестве подготовки медицинских кадров, в которых так нуждался фронт. В этой связи были пересмотрены структура и содержание учебного процесса для медицинских вузов страны. Основные изменения в образовательной деятельности, введенные на период войны:

– срок обучения в ОмГМИ был сокращен с 4 до 3,5 лет;

– изменения коснулись количества факультетов и их структуры;

– появились новые клинические кафедры (и, соответственно, новые клинические дисциплины).

Сокращение длительности обучения было достигнуто за счет оптимизации учебного процесса:

– учебный день был существенно удлинен (7-8 часов), уменьшена продолжительность каникул (начало учебного года было перенесено на 1 августа);

– было уменьшено количество часов на изучение общеобразовательных предметов в пользу таких предметов, как хирургия, эпидемиология, микробиология;

– вводились занятия по ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) и ГСО (готов к санитарной обороне) для студентов 1-3 курса по 6 часов через день по специальной программе;

– обязательной стала допризывная подготовка всех студентов и подготовка медсестер запаса из студентов 2 курса;

– осуществлено перераспределение научных кадров по кафедрам в связи с мобилизацией в РККА сотрудников института;

– согласно указаниям Наркомздрава РСФСР, сверх учебного плана был включен ряд военно-оборонных дисциплин (военная топография, стрелковое дело, военная гигиена и др.) [5].

Уже 23 июня 1941 г., то есть до начала учебного года, было мобилизовано 153 работника института и большое количество студентов, что потребовало перераспределения научных кадров по кафедрам. Контингент студентов был очень значительный, поэтому кафедры были перегружены. Поднимался вопрос о предоставлении возможности вести преподавание и практику по некоторым дисциплинам (хирургические болезни, ушные, глазные) в организованных в Омске эвакогоспиталях.

Если в период с 1938 по 1941 гг. в образовательном процессе Омского медицинского института набирала обороты тенденция к развитию и укреплению санитарно-оборонных, физкультурных, оборонно-массовых и общественно-научных кафедр, то с началом Великой Отечественной войны ситуация в корне поменялась, стала формироваться иная тенденция – организация новых клинических кафедр. Так, в марте 1943 г. была образована кафедра общей хирургии, в августе оформились такие кафедры как эпидемиология, общая гигиена, гигиена труда, гигиена питания, школьная гигиена [3, с. 237-240]

Тяжелые условия войны обнаружили острую нехватку санитарных врачей, эпидемиологов, педиатров и диктовали необходимость возобновить деятельность свернутых в 1941 г. факультетов. Если в 1941 г. зачисление осуществлялось только на лечебный факультет, то уже в 1942/1943 гг. был восстановлен санитарно-гигиенический, а в 1943/1944 гг. – педиатрический факультеты [4, с. 18-23].

За годы войны институт подготовил 1645 человек врачей и среднего медицинского персонала. Так, известно, что в июле 1941 г. институт выпустил 390 специалистов; в августе 1941 г. – 98; в декабре 1941 г. – 323; в августе 1942 г. – 393; в июле 1943 г. – 255; в июле 1944 г. – 186 специалистов (Диагр. 1).

Диаграмма 1. Количество выпускников, подготовленных академией в период с июля 1941 по июль 1944 гг.

Несмотря на многочисленные изменения, произошедшие в учебном процессе, качество образования не стало ниже. Трудности, с которыми столкнулись студенты, не мешали им демонстрировать высокий уровень успеваемости на протяжении всей войны. Так, например, по итогам зимней сессии 1943/1944 гг. Омский медицинский институт был отмечен Наркомздравом РСФСР в числе трех лучших вузов страны [4].

В многочисленных письмах с фронта, которые сохранились в архиве Омского государственного медицинского университета, выпускники благодарят преподавателей за качественную профессиональную подготовку. Например, письмо А.М. Мазурука, к Марку Самойловичу Рабиновичу. Мазурук лестно отзывется о преподавателе, благодарит его за лекции, которые очень помогли автору письма на фронте. Он пишет (пунктуация письма сохранена): «…вот грянула война и я ушёл защищать Родину, готовый отдать ей все свои силы и знания. Долго осмысливал все то, что я видел здесь и с чем мне пришлось здесь столкнуться – но я хорошо уяснил себе ваши лекции, они намного облегчили мне работу» [1].

Большую часть выпускников 1941-1945 гг. составляли выпускники лечебного факультета. О жизненном и боевом пути некоторых из них мы расскажем ниже.

Выпуск ОмГМИ 1941 г. принято называть «боевым выпуском». Кто-то из выпускников воевал и участвовал в жестоких и кровопролитных сражениях, а кто-то не покладая рук работал в тылу. Одним из самых известных выпускников, ушедших на фронт, был Иван Тимофеевич Акулиничев. И.Т. Акулиничев – выпускник ОмГМИ 1941 г., доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Международной астронавтической академии, изобретатель векторкардиоскопа (прибор для наблюдения векторкардиограммы на экране электронно-лучевой трубки), обладатель золотой медали Христофора Колумба. Во время Великой Отечественной войны И.Т. Акулиничева назначили начальником санитарного поезда. В течение двух лет санитарный поезд под командованием Акулиничева курсировал из прифронтовой полосы вглубь СССР, вывозя тяжелораненых на лечение и реабилитацию в тыловые регионы страны. За этот период поезд преодолел свыше ста тысяч километров. Два последних года войны Иван Тимофеевич провел в полевых госпиталях. После окончания военных действий И.Т. Акулиничев был награжден орденом Трудового Красного Знамени [6, с. 33-35].

Другим известным выпускником ОмГМИ 1941 г. является Петр Семенович Попов. В первые дни войны П.С. Попов вступил в ряды Красной армии. Он был назначен начальником медицинской службы 100-й гвардейской Краснознаменной Сибирской дивизии 39-го корпуса ДВД. Неоднократно рискуя собственной жизнью, своевременно оказывал врачебную помощь раненым. Первые месяцы войны были особенно тяжелыми: поток раненых поступал непрерывно в течение нескольких суток, поэтому приходилось оказывать хирургическую помощь несколько часов подряд, часто при плотном артиллерийском обстреле. За высококвалифицированную врачебную помощь раненым на фронте П.С. Попов был награжден Орденом «Красная звезда». Также фронтовик был награжден Орденом «Отечественной войны» и десятью медалями и знаками отличия. После войны П.С. Попов возглавлял медицинскую службу Сталинского (ныне Советского) района города Омска [7].

В числе выпускников ОмГМИ было немало героических женщин, одной из таких женщин являлась Таисия Федоровна Кузнецова. Окончив лечебный факультет ОмГМИ в 1941 г., она добровольно вступила в ряды РККА в качестве амбулаторного врача в один из эвакогоспиталей г. Омска, а через месяц была переведена в г. Тюмень в качестве хирурга-ординатора. В 1941 г. в составе 2-го Украинского госпиталя была начальником хирургического отделения полевого подвижного госпиталя. С января 1942 г., лейтенант медицинской службы, Таисия Федоровна числилась в 194 медсанбате 162 стрелкового полка 327 стрелковой дивизии. С боями шла в составе 3-го Украинского фронта, работала врачом-хирургом в 1943 г. в 333 стрелковой дивизии 419 полкового медсанбата. Она обладала волевыми качествами военного врача-хирурга. За образцовое выполнение своих обязанностей ей было присвоено звание капитана медицинской службы [6, с. 103].

Еще одной такой женщиной была Аминат Такоева. А. Такоева окончила ОмГМИ в 1941 г. До призыва в ряды Красной армии в мае 1943 г. работала участковым врачом в г. Баку. С 1943 по 1944 гг. работала ординатором-хирургом в армейском полевом эвакоприемнике ЭП-115 48. С октября 1944 г. в составе Центрального, 1-2 и 3 Белорусских фронтов участвовала во многих решающих крупных сражениях: битва за Бобруйск, Варшаву, Кенингсберг и др.

Эвакоприемники принимали раненых и больных из полковых медпунктов и медсанбатов. Состав эвакоприемника был небольшой: семь врачей. Количество раненых иногда доходило до восьми тысяч. Условия труда были очень тяжелыми, временами круглые сутки, в течение 10-12 дней, медицинский персонал не покидал операционно-перевязочные отделения. Аминат Такоева была награждена Орденом «Красная звезда», медалью «За боевые заслуги», медалями «За победу над Германией», «Взятие Кенингсберга» и др. [2]

Итак, подготовка квалифицированных медицинских кадров была связана с целым рядом изменений в учебном процессе: в годы войны появились новые клинические кафедры, был организован ряд новых учебных курсов по клиническим дисциплинам, в условиях сокращения сроков обучения в институте на полгода удалось сохранить качество образования за счет перераспределения часового фонда в пользу клинических дисциплин, существенного увеличения продолжительности учебного дня и поддержания высоких темпов обучения, в том числе и за счет того, что параллельно с учебным процессом осуществлялась практика медицинской помощи в омских эвакогоспиталях, где рядом с омскими врачами трудились находящиеся в эвакуации выдающиеся советские врачи и ученые-медики.

Великая Отечественная Война, коснувшись всех без исключения сфер общественной жизни, изменила не только структуру образования, но и оказала огромное влияние на судьбы людей. Советские граждане, не щадя себя, воевали на фронте, работали в тылу. Своим усердием они ковали Победу, старались во имя и на благо будущих поколений. Безусловно, война принесла бесчисленное количество разрушений, потерь, боль, страдания, но война и проявила такие качества советских людей, как жертвенность, героизм, патриотизм, умение действовать вопреки обстоятельствам и т.д. Война, словно горнило, ковала непобедимую волю советских / российских граждан. Память о жизни и деятельности таких людей следует хранить и передавать из поколения в поколение как образец и пример. Среди большого количества имен следует помнить и о выпускниках лечебного факультета ОмГМИ, прошедших войну и внесших свою лепту в Победу Советского Союза над нацизмом и фашизмом.

Библиографический список

1. Письмо Мазурука А.М. Марку Самойловичу Рабиновичу 2.08.44 // Архив Омского государственного медицинского университета.

2. Аминат Такоева. Из воспоминаний отечественных выпускников, участников отечественной войны, поступивших в группу «Поиск» // Архив Омского государственного медицинского университета.

3. Таскаев И.И. Как это было (ХХ век, время события, люди). Омск: Издательство ОмГМА, 2008.

4. Омская медицинская академия (исторический очерк) / Под ред. Л.В. Полуэктова. Омск, 1995.

5. Краткие данные о подготовке к новому учебному году // Архив Омского государственного медицинского университета.

6. Матусов И.Е. Победители (о сотрудниках ОГМИ – участниках ВОВ) / Под общей ред. А.А. Жукова. Омск: Изд-во ОмГМА, 2005.

7. Биография Попова П.С. // Архив Омского государственного медицинского университета.