Огурцов Павел Евгеньевич

Краевед

Ключевые слова: история судостроения, история Великой Отечественной войны, подвиг тружеников тыла

 

Шиморский судостроительно-судоремонтный завод (ныне ООО «Шиморский судостроительный завод») расположен в поселке Шиморское Выксунского района Нижегородской области. Завод основан в 1927 г. как предприятие для судоремонта, с 1935 г. заводу параллельно поручается и строительство судов [1, с. 574].

Деятельность предприятия активизировалась в предвоенный период: в зиму 1938-1939 гг. было отремонтировано 84 единицы судов; в зиму 1939-1940 гг. – 92 единицы [2, Л. 82-83]. За работу в 1940 г. Шиморский судоремонтный завод (далее СРЗ) был удостоен переходящего бассейнового Красного знамени и премии в 15 тыс. руб. для лучших передовиков судоремонта [3].

Однако нередко случались задержки с выполнением заказов. «Узким» местом в работе предприятия было снабжение некоторыми видами инструмента и спецодежды, а также брак в производстве. Так, 16 апреля 1940 г. на общем партийном собрании Шиморского СРЗ отмечалось, что «очень плохо обстоит дело с режущим инструментом»; «у нас не хватает проводов для сварочных аппаратов, нет брезентовых костюмов сварщикам» [2, Л. 36]. Проблемой была и нехватка слесарного инструмента [2, Л. 6]. В 1940 г. наблюдалось следующее количество брака: апрель – 11 случаев, май – 26, август – 21, сентябрь – 26. Убытки составили соответственно 263 руб. 24 коп., 2264 руб. 40 коп., 1150 руб. 95 коп., 2264 руб. 40 коп. [2, Л. 87]. Назывались причины брака: «О кадрах ОТК, у нас их нет» [4, Л. 69]; «Переделки по ремонту не уменьшаются, а увеличиваются. ОТК состоит из одного человека. Изучением причин брака занимаются недостаточно» [4, Л. 70].

Определенные трудности возникали и в плане организации труда. Так, на общем партсобрании Шиморского СРЗ 16 января 1940 г. отмечалось, что «механики и капитаны судов стараются самоустраниться от судоремонта» [2, Л. 2 об.], «рабочий день не уплотнен, вместо того, чтобы отрабатывать полных 7 часов, работают 6-5 часов в день» [2, Л. 3]. О проблеме уплотнения рабочего дня писали и газеты, например, «Городецкая правда» [5, с.3]. На Шиморском заводе отмечалось «безобразное отношение к составлению и калькуляции ремонтных ведомостей» [2, Л. 7]. Большие проблемы были связаны с переходом на работу по графикам [4, Л. 7]. Отмечалось, что «графики не проверяются, составляются графики без учета, подписываются главным инженером и им же не выполняются» [4, Л. 25]. Планы доводились с большим опозданием. Так, на партбюро Шиморского СРЗ 12 марта 1941 г. констатировалось: «Мы обычно осень до января месяца работаем без планов в ввиду неготовности ремонтных ведомостей»; отмечалось, что «на заводе очень плохо и неверно учитывается работа и выпускаемая продукция» [6, Л. 13].

На партийных собраниях также систематически поднимались вопросы о повышении производительности труда [7, Л. 36-37], совершенствовании технологических процессов [8, Л. 19], культуре производства [9, Л. 39], экономии материалов и электрической энергии [7, Л. 36 об.]. При обсуждении доклада об итогах XVIII партийной конференции отмечалось: «Бывали случаи, когда наша бухгалтерия на изготовление гроба списывала до десятков килограммов каменного угля» [6, Л. 13].

Определенное опасение у руководства предприятия в предвоенный период вызывали кадровые и социальные вопросы. Так, на партийном собрании Шиморского СРЗ 19-21 февраля 1940 г. констатировалось, что «партбюро мало обращало внимания на подготовку кадров работников судоремонтных специальностей» [2, Л. 6]. На партийном собрании 16 июня 1940 г. говорилось: «С кадрами у нас дело обстоит плохо. Кадры у нас, особенно руководящие, только практики, теоретически подготовлены слабо, их нам нужно учить» [2, Л. 37].

Социальная сфера советских предприятий в предвоенный период, как правило, финансировалась по остаточному принципу, что предопределило ее незавидное положение. Отметим, что даже те средства, которые отпускались на социальные нужды (например, охрану труда и технику безопасности), не всегда осваивались на предприятиях. Например, на Шиморском СРЗ в 1940 г. было отпущено на нужды техники безопасности 22 тыс. руб., но вплоть до сентября 1940 г. из них не было израсходовано ничего [2, Л. 53]. Из документов видно, что подобные явления носили хронический характер: «завод систематически не использует средства на технику безопасности и охрану труда» [4, Л. 40].

В то же время трудовой энтузиазм рабочих предприятия в предвоенный период был на высоком уровне, что доказывает широкое развитие стахановского движения. Например, в 1940 г. из 1081 рабочего Шиморского СРЗ стахановцы составляли 242 человека. Причем из 122 коммунистов стахановцев было 27, а из 266 комсомольцев стахановцами являлись только 33 человека [2, Л. 15].

До войны все вышеизложенные проблемы устранить не удалось, с началом войны они только усугубились. Однако, не смотря на трудности военного времени, на предприятии продолжалось новое судостроение. Например, на октябрь 1942 г. в постройке на Шиморском СРЗ находилось 5 водолазных ботов для НКРФ.

В кооперации с другими заводами Горьковской области и Горьковским институтом инженеров водного транспорта (ГИИВТ) [10, с. 123-128, 175-176] предприятию был поручен выпуск аэросаней (Табл. 1). Получив осенью 1941 г. задание на изготовление аэросаней НКЛ-26, Шиморский СРЗ сорвал сроки сдачи машин по нескольким причинам: несвоевременное снабжение материалами, очень плохое качество фанеры. Вместо установленного срока представления чертежей – 20 августа 1941 г. – первые чертежи поступили 2 октября 1941 г. Отдельные заготовленные чертежи оказались неверными, по ним завод выполнил значительную часть работы, что повлекло за собой переделки. Для развертывания работ по этому заказу не имелось инструмента, недоставало токарных станков, а также токарей, слесарей, столяров [11, Л. 55].

Таблица 1