Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода.

Рубинштейн С.Л., понимая личность как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, т.е. его интересовало деятельное начало личности, роль ее внутреннего мира, мотивации, сознания в осуществлении деятельности.

Изучение деятельности, всегда реально исходящее от личности как субъекта этой деятельности, изучение психологии личности в ее деятельности – ее мотивов, целей, задач. Поэтому изучение деятельности переходит в изучение свойств личности проявляющихся и формирующихся в деятельности.

Личность –прежде всего человек, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о нужде в чем-либо, находящемся вне него , человек – существо страдающее и в этом смысле пассивное.

потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо. Самостоятельность субъекта включает существенную способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности.

Личность – это сознательный индивид. Развитие сознательности человека, ее рост и укоренение совершаются в процессе реальной деятельности. Благодаря тому, что человек, движется своими потребностями, порождает новые продукты своего труда, у него формируются и развиваются новые области, высшие уровни сознания.

человеческая личности не только развивается , но и имеет свою историю. Жизненный путь личности, с одной стороны, нечто целое, с другой – некоторые качественно определенные этапы, каждый из которых может благодаря активности личности стать поворотным, т.е. радикально изменить ее жизненный путь. Человек, сделавший что-нибудь значительное, станет другим человеком. Психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Чем человек был на одном этапе своей истории, и чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. Таким образом, психические способности не только предпосылка, но и результат поступков и деяний личности.

А.Н. Леонтьев, поддерживает и развивает идею о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность человека возникает в ходе развития его жизни. Личность развивается, проходя качественно особые, своеобразные стадии развития. Индивид превращается в личность в ходе своего развития, в ходе своей биографии.

br>