Библиографический список

1. Кассирский И.А. Воспоминания о профессоре В.Ф.Воино-Ясенецком.//Наука и жизнь. 1989. №5. – С. 76-89.

2. Наместник Псково-Печерского монастыря поставил точку в деле посмертной реабилитации игумена Павла (Горшкова)// Электронный ресурс: http://informpskov.ru/news/23832.html/ Дата доступа: 06.04.2015.

3. Протоиерей Николай Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства. – М.: «Благовест», 2013. – 325 с.

4. Рашитова О.А. Деятельность Русской Православной Церкви в годы войны и блокады Ленинграда 1941-1945 гг.: На материалах Ленинграда: диссертация…кандидата исторических наук. – СПб.: 2006. – 172 с.

5. Рашитова О.А. Деятельность Русской Православной Церкви во время войны и блокады Ленинграда 1941-1945 гг.: монография. – СПб.: 2008. – 120 с.

6. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов/ Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. – М.: Издательство Крутицкого подворья, 2009. – 778 с.

7. Святитель, ученый, хирург – Лука Войно-Ясенецкий// Электронный ресурс: http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=72778/ Дата доступа: 06.04.2015.

8. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. – М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005. – 424 с.

9. Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. – СПб.: «Статисъ», 2005. – 622 с.

10. Якунин В.Н. Правовой статус, положение, деятельность, внешние связи Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг.: диссертация…доктора исторических наук. – Самара, 2002. – 444 с.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ

В ПРЕДДВЕРИИ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

КРАСНОЙ АРМИИ НА ВЕРХНЕМ ДОНУ

Паньков Виталий Алексеевич

аспирант

Курский государственный университет

Кафедра истории России

Ключевые слова: Острогожско-Россошанская операция, Воронежско-Касторненская операция 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт, авиация

 

С началом 1943 г. ситуация на фронте изменилась. В ходе Сталинградского сражения была окружена 6-я немецкая полевая армия. Контрнаступление под Сталинградом кардинальным образом изменило стратегическую обстановку на советско-германском фронте в пользу Красной Армии. В ходе проведения последовательных наступательных операций сложились предпосылки для наступления Воронежского фронта на Верхнем Дону, освобождения территорий Воронежской и Курской областей, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками.

Для разгрома противника предусматривалось проведение двух последовательных наступательных операций: Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской. С воздуха наступление должны были поддерживать 2-я и 15-я Воздушные армии (ВА) [1, с. 120; 2, с. 100].

К началу операции перед Воронежским фронтом были сосредоточены части и соединения 8-го авиакорпуса 4-го немецкого воздушного флота. Авиационные силы противника к началу операции были вскрыты и располагались следующим образом: аэродром Курск – до 30 бомбардировщиков, Щигры – 10 истребителей, Кшень – 10 истребителей, Касторное – 10 истребителей, Ст. Оскол – 30 истребителей и бомбардировщиков, Иловское – 10 истребителей, Евстратовский – 45 истребителей и бомбардировщиков, Уразово – 60 бомбардировщиков, аэродром Харьков – до 100 истребителей, бомбардировщиков и разведчиков. Надо отметить, что численность 8-го авиакорпуса к тому времени значительно сократилась из-за потерь, понесенных им в операции «Малый Сатурн» [3, Л. 10-11; 4, с. 15-16].

Было установлено, что на данных аэродромах базировались: 1-я бомбардировочная эскадра «Гинденбург» (Hindenburg), 3-я бомбардировочная эскадра «Молния» (Blitz), 27-я бомбардировочная эскадра «Бёльке» (Boelcke), 2-я группа 77-й истребительной эскадры, 2-й отряд 22-й группы бомбардировщиков. Всего, по разведывательным данным, перед Воронежским фронтом насчитывалось около 300 самолетов [3, Л. 11; 2, с. 99].

При этом оперативная группировка ВВС противника распределялась вдоль линии фронта не равномерно. Так, например, на Воронежско-Касторненском направлении насчитывалось до 45 %, вражеской группировки, на Острогожско-Валуйском направлении – до 35 %, на Россошанском направлении – до 20 % [3, Л. 10-11].

В первой половине января 1943 г. вражеская авиация против Воронежского фронта особой активности не проявляла. Противник лишь одиночными самолетами проводил разведку переднего края обороны Воронежского фронта. Разведка тылов Воронежского фронта проводилась главным образом в направлении железной дороги Воронеж – Грязи – Свобода – Поворино – Таловая – Бутурлиновка – Калач. При этом особое внимание немецкая авиаразведка уделяла левому флангу 40-й армии. Так, с 1 по 12 января 1943 г. в полосе 40-й армии был отмечен 91 пролет вражеских самолетов [5, Л. 1 об-2].

Таким образом, вражеская авиация частично обнаружила перегруппировку и сосредоточение наших войск. Но замысел операции раскрыт не был. Тем не менее, опасаясь раскрытия замысла предстоящей операции, командование фронта приняло меры для систематического наблюдения за группировкой и базированием вражеской авиации [3, Л. 11-12].

В составе Воронежского фронта в январе 1943 г. действовала 2-я Воздушная армия (ВА), которая состояла из двух истребительных, двух штурмовых, одной ночной авиадивизий, одного разведывательного авиаполка и трех специальных авиаполков. Всего в армии насчитывалось до 300 действующих самолетов, из которых 105 истребителей, 65 штурмовиков, 90 ночных бомбардировщиков, 10 разведчиков и 30 самолетов связи. Такое количество самолетов указано в мемуарах советских военачальников – К.С. Москаленко, А.М. Василевского, М.И. Казакова и др., – а также в ряде работ воронежских исследователей, и не совпадает с данными, обнаруженными нами в документах Центрального архива Министерства обороны РФ [6, с. 246; 7, с. 13; 15, с. 148; 16, с. 275].

Из-за большого масштаба предстоящего наступления к началу операции было решено разделить силы 2-й ВА на две оперативные группы:

1) Северную – 269-я истребительная авиационная дивизия (ИАД) и 291-я штурмовая авиационная дивизия (ШАД) (на правом фланге фронта в районе Верейское, Масальское);

2) Южную – 205-я ИАД и 227-я ШАД (на левом фланге фронта в районе свх. Красный Октябрь, Рудаевка).

В центре на аэродромах Ново-Надеждинск, Верх. Тишанка, Бутурлиновка находились части 208-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии (НБАД) [3, Л. 11-12; 6, с. 250; 14, с. 74]. Северная опергрупппа в ходе наступления должна была взаимодействовать с 40-й армией и 18-м стрелковым корпусом, южная опергруппа – с 3-й Танковой армией (ТА) и 7-м кавалерийским корпусом (КК) [3, Л. 13].

В первой половине января активным образом шла подготовка аэродромов для авиации. Для северной авиагруппы в самые сжатые сроки были подготовлены 4 аэродрома в районах Каширская, Масальская (269-й ИАД), в районах Верейский, свх. Степной (291-я ШАД). Для 205-й ИАД – (южной опергруппы) аэродром был подготовлен в районе Рудаевка. Аэродромы северной и южной оперативных групп находились на удалении 30-40 км от линии фронта. Такое базирование авиации давало возможность использовать ее с максимальным напряжением (2-3 вылета в день на самолет) [5, Л. 5].

К началу боевой операции в составе 2-й ВА находилось 250 самолетов (53 неисправных), что в принципе удовлетворяло потребностям фронта и не вносило существенных изменений в соотношение сил. Перед началом операции соотношение в истребителях было 1:1, в бомбардировщиках 1:1,5 – не в нашу пользу, но оно компенсировалось отсутствием у немцев штурмовиков [5, Л. 4-5].

Однако, по мнению командования фронта, авиационная группировка была мала. «Очень мала была авиация фронта: всего лишь 52 истребителя, 55 штурмовиков, 92 ночника всех типов, 12 разведчиков и ни одного бомбардировщика», – писал в своем отчете о наступлении командующий Воронежским фронтом генерал Ф.И. Голиков [8]. Таким образом, достаточно ограниченные силы надо было использовать с наибольшим эффектом.

Использовать эти авиационные силы надо было с умом, поэтому подготовка к операции требовала от командования 2-й ВА кропотливой проработки плана действий авиации на всех этапах будущего наступления. Согласно плану, на подготовительном этапе операции командующим 2-й ВА были распределены обязанности для частей армии следующим образом. Так, 269-я ИАД должна была прикрывать с воздуха сосредоточение ударной группировки 40-й армии и 18-го стрелкового корпуса в районах: Аношкино, Давыдово, Данково, Верхний и Нижний Икорец, Николо-Варварский; 205-я ИАД – группировку 3-й ТА в районе Кантемировка, Нов. Марковка и переправы через реку Дон в районе Гороховка и Верх. Мамон. Для 227-й ШАД ставилась задача уничтожать материальную часть и личный состав противника на аэродроме Евстратовский и железнодорожные перевозки на участке Острогожск-Валуйки. 208-я НБАД в темное время суток должна была уничтожить самолеты противника на его аэродромах (Ст. Оскол, Уразово, Иловское, Евстратовский), нарушать вражеские железнодорожные перевозки на участках: Острогожск – Валуйки, Ст. Оскол – Валуйки, Острогожск-Каменка. Целью 50-го разведывательного авиационного полка (РАП) было вскрыть оборонительные полосы на участке прорыва 40-й армии и 18-го стрелкового корпуса, подходящие резервы и оперативные перевозки противника. Более широких задач в подготовительный этап операции перед частями 2-й ВА не ставилось, так как к началу января в расположение армии еще не прибыла 291-я ШАД, а остальные дивизии еще должны были пополниться материальной частью [5, Л. 4-об; 9, Л. 29].

На первом этапе операции, в ночь перед наступлением, бомбардировочными действиями должна была уничтожаться материальная часть неприятеля на аэродромах (Евстратовский, Ст. Оскол). Бомбардировке должны были быть подвержены и районы расположения тактических резервов противника перед Сторожевским и Щучьинским плацдармами [5, Л. 5-5-об].

В период артиллерийской подготовки авиация должна была штурмовыми ударами по штабам и узлам связи нарушать управление противником своих подразделений, подавлять огонь артиллерийских батарей на дальних огневых позициях. С рассветом одновременным ударом по аэродромам Евстратовский, Ст. Оскол, Иловское планировалось уничтожать их материальную часть [5, Л. 5-об].

С переходом пехоты в наступление авиация должна была штурмовыми атаками поддерживать наших солдат на поле боя, уничтожая живую силу противника, артиллерийские и минометные батареи, вражескую технику на поле боя; патрулированием в воздухе и дежурством на передовых аэродромах прикрывать исходные районы подвижных групп фронта, а также их движение в прорыв [5, Л. 5-5-об]. Примерно так должны были строиться действия всей авиации фронта.

Помимо этого, для каждой из выделенных группировок был разработан свой индивидуальный план действий. В соответствии со своим планом северная оперативная группировка должна была прикрывать с воздуха ударную группировку 40-й армии в районе 1-е Сторожевое, Урыво-Покровское, Архангельское, Мастюгино и сосредоточение 4-го танкового корпуса (ТК) в районе Давыдовка-Селявное [3, Л. 18; 9, Л. 29-30; 10, с. 49-50]. Также на участках прорыва авиация должна была уничтожать живую силу противника и подавлять огневые средства его опорных пунктов, нарушать управление и порывать проводную связь противника, путем штурмовых действий по штабам частей и соединений противника не допускать контратак противника на участке прорыва 40-й армии.

Ставились цели и для 208-й НБАД. Она должна была нарушать железнодорожное сообщение на участке Ст. Оскол – Валуйки и действовать по коммуникациям 2-й Венгерской армии на участке Валуйки – Острогожск. В ночь перед наступлением дивизия должна была подавить авиацию противника на аэродромах Уразово, Иловское, Евстратовский, уничтожить скопление войск противника в гарнизонах Острогожска, Россоши, Каменки [3, Л. 21; 9, Л. 29-30].

Таким образом, основные действия и задачи для 2-й ВА на первом этапе операции Воронежского фронта были обращены на взаимодействие с ударными армиями фронта, которые наносили главный удар.

На втором этапе операции для авиации 2-й ВА были поставлены другие задачи. Во-первых, надлежало вести борьбу за господство в воздухе; прикрывать с воздуха подвижные группировки фронта и содействовать их оперативному продвижению в глубину в направлениях 1-е Сторожевое, Репьевка, Нов. Калитва, Россошь, Ольховатка, Алексеевка; частью сил обеспечить развитие успеха Щучьинской группе войск [3, Л. 21].

Во-вторых, следовало уничтожать живую силу, артиллерийские и минометные батареи противника на поле боя, содействуя наступлению пехоты; ночными бомбардировочными действиями и дневными штурмовыми атаками продолжать уничтожать авиацию противника на его аэродромах и воздухе; уничтожать отходящие части противника и его резервы в населенных пунктах на Сторожевском, Репьевском и Щучьинском и южном направлениях [3, Л. 21-22].

На 3-м этапе операции – завершение окружения и уничтожение живой силы противника – авиации 2-й ВА ставились следующие задачи:

1) патрулированием прикрывать главные силы фронта, ведущие боевые действия по уничтожению окруженной группировки противника, особое внимание уделяя прикрытию подвижной группы южного направления;

2) во взаимодействии с подвижными группами и стрелковыми частями, штурмовыми и бомбардировочными действиями уничтожать окруженные группировки и гарнизоны войск противника;

3) не допускать подхода свежих сил противника, направленных для разблокирования его окруженных частей;

4) уничтожать транспортную авиацию противника при доставке ею блокированным группировкам средств обеспечения;

5) дневными штурмовыми атаками и ночными бомбардировочными действиями продолжать наносить удары по железным дорогам на участке Касторное – Валуйки, не допуская подвоза оперативных резервов;

6) уничтожать авиацию противника на его аэродромах и в воздухе [3, Л. 22].

Таким образом, детально проработанный план применения авиации на всех этапах операции являлся залогом успеха будущего наступления. Однако он был ориентирован на полнокровный состав пяти авиадивизий (205, 269 ИАД, 227, 291 ШАД и 208-й НБАД – в общей сложности до 400 самолетов).

Фактически к началу наступления 2-я ВА имела в своем боевом составе около 50 % исправных самолетов от планируемого количества. К началу операции и на первом ее этапе на аэродромах 2-й ВА полностью не были сосредоточены прибывающие в ее состав 269-я ИАД и 291-я ШАД; 227-я ШАД к началу операции в своем составе имела только 15 самолетов, из которых 5 являлись неисправными, хотя по плану доукомплектование дивизий материальной частью должно было закончиться перед самым началом наступления [3, Л. 30].

К началу Воронежско-Касторненской наступательной операции перед Воронежским фронтом продолжали действовать части 8-го авиакорпуса 4-го Воздушного флота противника. В ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции нашими частями отмечалась работа 1, 2, 3, 6, 10, 12-го отрядов 1-й бомбардировочной эскадры «Гинденбург» (Hindenburg), 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9-го отрядов 3-й бомбардировочной эскадры «Молния» (Blitz), 4, 5, 8, 11-го отрядов 4-й бомбардировочной эскадры «Генерал Вефер» (General Wever), 27-й бомбардировочной эскадры «Бёльке» (Boelcke) (в полном составе) [3, Л. 66].

27-я бомбардировочная эскадра действовала продолжительное время с аэродромов Курск, Полтава, Конотоп. В начале января 1943 г. она была оттянута на юг. Однако в связи с развитием наступления на Воронежском фронте части этого подразделения снова появились перед Воронежским фронтом во второй половине января 1943 г. В конце января эскадра в основном была перебазирована на аэродромы Полтава и Харьков. С аэродрома Курск-восточный действовали лишь ее 2, 3, 6, 10 и 12-й отряды. Надо отметить, что еще летом 1942 г., в течение июня-июля, штаб 8-го авиакорпуса размещался в Курске. Помимо этого, перед Воронежским фронтом действовали 2, 3, 7-й отряды 40-й бомбардировочной эскадры, 3-й и 4-й отряды ночных разведчиков, 2, 3, 5-й отряды бомбардировочных разведчиков ВК ВВС и 2-й отряд 22-й группы бомбардировочных разведчиков [3, Л. 67].

Основными аэродромами базирования перечисленных подразделений являлись аэродромы: Курск, Харьков, Полтава, Сталино, Ст. Оскол. Здесь, прежде всего, стоит выделить аэродром Курск-восточный, который являлся одним из основных аэродромов, на котором базировались самолеты противника, действовавшие перед Воронежским фронтом. Авиаразведкой 2-й ВА в январе 1943 г. отмечалось базирование на нем до 50 немецких самолетов. На аэродроме Старый Оскол отмечалось базирование до 20 вражеских самолетов [3, Л. 67]. Но всё же основным местом базирования немецкой авиации в январе месяце были харьковские аэродромы, с которых выполнялась боевая работа почти всех подразделений противника.

Особый интерес представляет аэродром Уразово, на котором в январе месяце (в разное время) отмечалось базирование до 200 немецких бомбардировщиков и 30 истребителей, на аэродроме Старобельск – до 60 самолетов, Россошь – 15 истребителей, Иловское – до 50 самолетов, Острогожск – до 20 самолетов, Хохол – 3 самолета, Кшень – 5 самолетов врага [3, Л. 67; 6, с. 319].

Таким образом, перед Воронежским фронтом действовало всего до 200 бомбардировщиков, 80 истребителей, и 20 разведчиков противника.

Между тем, имея до 300 самолетов, противник не стремился их активно использовать. Так, в январе войсками Воронежского фронта было зарегистрировано всего 309 вражеских самолетопролетов, главным образом с целью разведки – около 200, на боевые действия по войскам было затрачено до 70, на разведку поля боя – до 40 самолетопролетов [3, Л. 68].

24 января армии Воронежского фронта начали наступление на главную группировку неприятеля на Воронежском направлении. Части 40-й армии наступавшей к тому времени уже 13 дней, наносили удар с юга на Ст. Оскол и Горшечное, 38-я армия – с севера в направлении на Касторное, 60-я армия – из района Воронежа в западном направлении. В результате концентрического наступления трех советских армий крупная группировка неприятеля, находившаяся под Воронежем с первых чисел июля 1942 г., должна была прекратить свое существование [2, с. 106; 15, с. 160; 17, с. 7].

Для содействия наступлению с Брянского фронта привлекалась 13-я армия в составе шести стрелковых дивизий и двух танковых бригад. 26 января 13-я армия должна была начать наступать на Касторное с севера навстречу 40-й армии. В операции участвовали также две воздушные армии – 2-я, в составе до 200 самолетов (Воронежский фронт), и 15-я, в составе 300 самолетов (Брянский фронт) [11, Л. 18; 12, с. 298].

Большая по численности 15-я ВА в составе 3-го бомбардировочного авиационного корпуса (БАК), 225 и 229-й ШАД, 284 и 19-го ИАП, базирующаяся на аэродромах Елецкого аэроузла и аэроузла Лебедянь, должна была всем составом массированными ударами бомбардировщиков и штурмовиков наносить удары по огневым позициям, живой силе, узлам сопротивления, связи и штабам противника, содействовать наступлению наземных войск 13-й армии [11, Л. 18-19].

По плану авиация в подготовительный период, до начала наступления, должна была производить фотографирование всего участка прорыва вражеской обороны, ночью одиночными самолетами По-2 и СБ ударами по железнодорожным станциям на участке Орел – Курск нарушать железнодорожные перевозки, изматывать и уничтожать живую силу, огневые средства и технику противника на участке прорыва.

На первом этапе операции осуществлялся прорыв вражеской обороны. Авиация массированными ударами бомбардировщиков и штурмовиков должна была на переднем крае противника уничтожать артиллерийские и минометные батареи, узлы сопротивления и связи, командные пункты и штабы, не допуская подходов резервов противника к месту прорыва, и пресекать вражеские контратаки. Истребительная авиация 15-й ВА должна была прикрывать главную ударную группировку наступающих частей на поле боя, а также свою штурмовую и бомбардировочную авиацию в районе ее действий.

На втором этапе операции действия авиации направлялись на уничтожение очагов сопротивления, подходящих резервов неприятеля, а также его огневых средств и живой силы на поле боя. Истребительная авиация использовалась для прикрытия наземных войск на поля боя, главным образом – наших подвижных групп и района действия нашей авиации [11, Л. 18-19].

25 января, перед началом наступления, силами 15-й ВА была произведена разведка войск противника и базирование его авиации на Орловско-Курском направлении. Авиаразведкой было подтверждено, что основными аэродромами неприятеля перед войсками Брянского фронта являлись аэродромы: Брянск, Орел, Курск, Тим, Касторное, Ст. Оскол и Кшень. Также было установлено, что вражескую авиационную группировку перед 15-й ВА составляли 150-160 самолетов. Таким образом, численный перевес в предстоящем наступлении (2:1) был на стороне 15-й ВА [13, Л. 8].

Но еще до этого в ночь с 24 на 25 января одиночными самолетами У-2 был произведен целый ряд налетов на железнодорожные станции на линии Курск – Касторное. В ходе налетов уничтожались составы и железнодорожное полотно на станциях Щигры и Черемисиново. Летчиками отмечались прямые попадания в железнодорожное полотно, станционные строения и эшелоны противника. Так, на ст. Черемисиново было разрушено служебное здание, а также был разбомблен железнодорожный эшелон. Помимо этого, экипажами ночных бомбардировщиков было разбросано 8000 листовок на немецком языке. К сожалению, ночная работа не обошлась без собственных потерь: 3 самолета У-2 не вернулись с боевого задания [13, Л. 8].

Ночью перед наступлением был произведен более мощный налет. Целью масштабного удара был срыв возможного железнодорожного движения в тылу врага. Ударам подверглись железнодорожные станции: Касторное, Лачиново, Головинка, Филатовка, Еропкино, Куракино. Той ночью в воздух было поднято 34 ночных бомбардировщика У-2 и 6 самолетов СБ [13, Л. 8-8-об].

Планирование боевых действий советской авиации в наступательных операциях на Верхнем Дону было исключительно важно. Перед началом наступления соединения 2-й ВА должны были пополниться материальной частью для более успешной боевой работы, но пополнение до штатов к началу операции не было произведено. Безусловно, недостаток в самолетах ощущался и в дивизиях 2-й ВА, и пополнение до штатов дивизий приходилось проводить в ходе операции. Тем не менее такое положение не оказало существенного влияния на ход операций.

Перед операцией не была спланирована работа тыла армии на случай движения вперед, не были составлены соответствующие планы, поэтому не были созданы соответствующие запасы и резервы для подразделений. Во время проведения операции в тылу 2-й ВА приходилось маневрировать своими внутренними силами, из-за чего авиация частично не имела напряжения в боевой работе, необходимого во время активного продвижения наших войск на запад [3, Л. 89-90; 9, Л 28]. Данные пробелы в организации работы Военно-воздушных сил будут устранены только после завершения зимней кампании 1942-1943 гг.

Если делать общие выводы, то они будут во многом противоречивыми. С одной стороны, разделение сил 2-й ВА на две авиагруппы было вызвано необходимостью, так как Воронежский фронт наносил удары в двух направлениях, разобщенных между собой большой территорией (свыше 250 км), но оба направления удара имели одну задачу концентрического наступления с целью окружения и уничтожения Острогожско-Россошанской группировки противника. С другой стороны, при составе 2-й ВА, который был на начало операции, такое разделение сил не давало возможности концентрировать действия всей авиации Воронежского фронта на главных решающих направлениях для непосредственной поддержки пехоты и подвижных групп. Таким образом, действия авиации были распылены на широком фронте наступления Воронежского фронта.

Действия 15-й ВА тоже вызывают много вопросов. Очевидно, что хорошо разработанный план действий авиации явился залогом быстрого успеха 15-й Воздушной армии на всех этапах операции. Однако за время провидения операции части армии понесли значительные потери: около 50 самолетов. Этот показатель отчетливо говорит о том, что на то время советские военачальники еще не научились управлять крупными авиационными формированиями.

Еще одним негативным моментом, который не относится к действиям 15-й ВА, было то что, во время операции силы 2-й ВА лишь несколько раз взаимодействовали с нашими наступающими частями. Планы по взаимодействию с наземными силами не были разработаны, а случаи поддержки нашей авиацией наступающей пехоты были единичны [3, Л. 93-94]. Вся работа для авиации была спланирована в общефронтовом масштабе. Командиры авиагрупп ежедневно получали заявки на поддержку авиацией накануне дня боевой работы или же – по обстановке – на отдельные вылеты.

Подводя общие итоги зимних операций на Верхнем Дону, можно с уверенностью сказать, что авиация 2-й и 15-й Воздушных армий внесли существенный вклад в разгром крупной группы войск противника, находившихся на территории Воронежской и Курской областей.

 

Библиографический список

1. Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1977. 287 с.

2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 3. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. – декабрь 1943 г.). М., 1961. 652 с.

3. Центральный архив Министерства обороны РФ (далее ЦА МО РФ) Ф. 302. Оп. 4196. Д.47.

4. Финеев А.В. Разгром немецко-фашистских войск и их сателлитов на Среднем Дону в ходе наступательной операции советских войск «Малый Сатурн» в 1942 году. Автореф. дисс. … канд. ист. наук. Воронеж, 2012. 22 с.

5. ЦА МО РФ. Ф. 302. Оп. 4196. Д. 32.

6. Филоненко С.И. Разгром армий сателлитов фашистской Германии под Сталинградом и Воронежем, ноябрь 1942 г. – февраль 1943 г.. Дисс. ... докт. ист. наук. Воронеж, 2000. 373 с.

7. Гришина А.С. Разгром немецко-фашистских войск и их сателлитов на Верхнем Дону в ходе Острогожско-Россошанской операции 1943 года. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Курск, 2009. 24 с.

8. Филоненко С.И., Филоненко А.С. Острогожско-Россошанская операция – «Сталинград на Верхнем Дону». Воронеж, 2005. 416 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.istorya.ru/booc/roo/ Дата последнего обращения: 01.02.2015.

9. ЦА МО РФ. Ф. 302. Оп. 4196. Д. 26.

10. 2-я воздушная армия в боях за Родину [Электронный ресурс] / Группа авторов. Военно-воздушная Краснознаменная академия. Монино, ВВКА, 1965. 395 с. Режим доступа: http://militera.lib.ru/h/2va_monino/index.html. Дата последнего обращения: 01.02.2015.

11. ЦА МО РФ. Ф. 366. Оп. 6469. Д. 22.

12. Паньков В.А. Применение советской авиации на территории Курской области в феврале 1943 г.: операция «Звезда» // Вестник Орловского государственного университета. 2013. № 1 (30).

13. ЦА МО РФ. Ф. 366. Оп. 6469. Д. 20.

14. Морозов В.П. Острогожско-Россошанская наступательная операция войск Воронежского фронта // Сб. материалов Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1953.

15. Казаков М.И. Над картой былых сражений. М.: Воениздат, 1971. 288 с.

16. Василевский А.М. Дело всей жизни. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 591 с.

17. «Вперед на запад двигались полки…» К 70-летию освобождения Курской области от немецко-фашистских захватчиков. Январь – сентябрь 1943 года: Курский военно-исторический сборник. Вып. 10. / авт.: А.Ю. Золотухин, В.В. Коровин, А.Н. Манжосов. Курск: ЮМЭКС, 2013. 92 с.