Формирование соц. реализма. Истоки. Отношения соцреализма и авангарда.

Луначарский был первым литератором, заложившим его идеологический фундамент. Ещё в 1906 году он ввел в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». К двадцатым годам, применительно к этому понятию он стал употреблять термин «новый социальный реализм», а в начале тридцатых посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе» Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин .В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской литературы и искусства.

Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жёстким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами.

Основные принципы:

Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.

Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей.

Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).В годы, последующие за этим постановлением ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, был проведён ряд крупных мероприятий, направленных на развитие искусства в требуемом для государства русле. Расширяется практика государственных заказов, творческих командировок, устроения масштабных тематических и юбилейных выставок. Советские художники создают множество произведений (панно, монументальных, декоративных) для будущего ВДНХ. Это означало важный этап возрождения монументального искусства как самостоятельного. В этих работах стало очевидным, что тяга советского искусства к монументальности является не случайной, а отражает «грандиозные перспективы развития социалистического общества авангардная форма искусства революционна, но она внеидеологична. Этими формами в равной мере созидалась реальность, как в период капитализма, так и социализма. Глухота авангардной формы к социальным доктринам очевидна. Конструктивизм послуживший основой для производственного искусства, архитектуры, живописи, графики и скульптуры созидал формы, безучастные к идеологии. Он произвел функционально оправданный практичный стиль в России в условиях неразвитой экономики. В начале 1920-х годов в составе авангарда находились станковисты - абстракционисты и радикально им противостоящие " производственники ", вскоре размежевавшиеся со всяким эстетическим пониманием искусства, ибо лидеры их (Б.Арватов, Н.Чужак, О.Брик, С.Третьяков и другие) рассматривали искусство как " социально - трудовую деятельность, как специфическую отрасль общественно - полезного труда ". Относясь преимущественно к сфере материального производства, "деланию вещей", это крыло авангардного творчества по своей природе не могло участвовать в сотворении мифа о будущей счастливой жизни и, тем более, текущей реальности. Посему авангард нельзя назвать соучастником соцреалистической мифологии. Соцреализм созидал жизнь на идейно - эстетическом уровне, воспользовавшись формами реализма ХIХ - ХХ века, по причине чего, ни по форме, ни по существу не мог унаследовать " дух " авангарда. Между тем из приведенной выше декларации отдела ИЗО Наркомпроса видно, что первоначально авангард рассматривал свою роль, как сокрушителя традиционного искусства. Когда эта задача частично реализовалась путем самонизведения общественной роли авангарда, то пришедшие на смену традиционалисты предложили путь созидания, восстановив в правах культуру низвергнутого мира. История как бы подправила заносчивость авангарда, напомнив искусству о необходимости уважения традиций.