F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

 

Характеристика состояния см. F91.

Условия лечения

При отсутствии "биологической почвы" помощь оказывается медицинским психологом амбулаторно:

- в условиях медико-психологических кабинетов детских поликлиник;

- психолого-медико-социальных центров;

- детских и подростковых консультативных центров.

При наличии "биологической почвы" - стационарно и полустационарно:

- в открытых учреждениях психиатрического профиля (реабилитационные отделения, полустационары при психиатрических больницах или психоневрологических диспансерах);

- в психолого-медико-социальных центрах и медико-психологических кабинетах детских поликлиник (при умеренной выраженности поведенческих расстройств).

Перечень необходимых обследований

Основной метод обследования - семейная диагностика в сочетании с психологической и клинической диагностикой личности ребенка или подростка, а также члена семьи, являющегося основным объектом агрессии.

Дополнительное обследование ребенка или подростка проводится при наличии "биологической почвы" и необходимости более точной ее верификации:

- консультация невролога для уточнения характера, локализации и распространенности неврологических нарушений;

- консультация офтальмолога для исследования зрительных функций и, особенно, глаза дна, позволяющего косвенно судить о состоянии мозговой гемодинамики и ликвородинамики;

- электрофизиологическое исследование с проведением электроэнцефалографии и реоэнцефалографии (при подозрении на нарушение мозговой гемодинамики);

- электроэнцефалографическое исследование (при наличии клинических признаков гипертензионно-гидроцефального синдрома).

Принципы терапии

Установление в процессе диагностического обследования роли нарушенных внутрисемейных отношений в возникновении расстройств поведения у детей и подростков является основанием для проведения семейной психотерапии.

В настоящее время нет четко стандартизированных методов психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений. Способ организации и проведения семейной психотерапии различными психотерапевтами решается по-разному в зависимости от сложной совокупности условий.

Проведение семейной психотерапии входит в компетенцию врача и медицинского психолога или одного психолога (при отсутствии "биологической почвы" или сопутствующих эмоциональных расстройств). Допускается параллельное ведение семьи врачом и психологом, специализирующимся в области медицинской и педагогической психологии.

Фармакотерапия назначается лишь в случае выраженности поведенческих расстройств, а также наличия сопутствующих эмоциональных расстройств, сомато-вегетативных нарушений.

Предпочтительно использование наиболее мягко действующих седативных средств, приготовленных из растительного сырья: персен, экстракт валерианы, нервофлукс, ново-пассит, а также свежеприготовленных отваров из травы пустырника, корней валерианы или специальных сборов успокоительных трав, выпускаемых фармацевтической промышленностью.

При наличии сопутствующих эмоциональных расстройств и соматовегетативных нарушений могут быть использованы транквилизаторы бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием: тофизопам (грандаксин), феназепам, медазепам (рудотель), диазепам и его аналоги, лоразепам и его аналоги.

При неэффективности вышеперечисленных средств (в течение 2 - 3 недель) или развитии парадоксальных эффектов указанные препараты заменяются мягко действующими нейролептическими средствами в небольших дозировках: перициазин, алимемазин, тиоридазин. (Дозировки см. в таблице).

Длительность лечения

Амбулаторно - первый курс от 4 недель до 6 месяцев, далее - по показаниям.

Стационарно и полустационарно - 4 - 8 недель.

Ожидаемые результаты лечения

Прогноз в основном благоприятный. Ожидаемый эффект - редукция поведенческих расстройств.

Действия врача, если не достигнут результат

В случаях неблагоприятного течения с формированием сопутствующих эмоциональных расстройств (F92) или перехода в диссоциативное личностное расстройство (F60.2) - лечение по терапевтическим схемам соответствующих рубрик расстройств.