F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков

 

Характеристика состояния

Сочетанные специфические расстройства школьных навыков включают нарушения навыков чтения, письма, счета (арифметические навыки).

Школьная неуспеваемость носит более тяжелый характер из-за патологического влияния одного дефекта на другой.

Клиническая картина является мозаичной, где имеют место несформированность речевой и других высших психических функций, логико-абстрактных и зрительно-пространственных представлений.

Исключены:

- специфическое расстройство чтения (F81.0);

- специфическое расстройство спеллингования (F81.1);

- специфическое расстройство навыков счета (F81.2);

Следует также исключить вторичные нарушения чтения, письма, счета обусловленные интерференцией иностранного и родного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью.

Условия лечения

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и на школьных логопедических пунктах. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.

Перечень необходимых обследований

Обязательные консультации:

- логопеда;

- психиатра;

- психолога;

- невролога;

- нейропсихолога;

- психотерапевта;

- ЛОР.

Дополнительно:

- сурдолога;

- педиатра;

- генетика.

Диагностические обследования:

- аудиограмма;

- КТ-головного мозга;

- ЭЭГ;

- Эхо-ЭГ;

- РЭГ.

Принципы терапии

Направлена на устранение первичного дефекта письма, чтения, счета и нарушений других высших психических функций.

Медикаментозная терапия включает:

- ноотропные препараты;

- седативные препараты;

- нейролептики;

- антидепрессанты;

- витамины.

Дополнительные лечебные мероприятия:

- физиотерапия;

- ЛФК;

- массаж.

Комплексные медико-педагогические мероприятия организуются с учетом степени выраженности нарушений чтения, письма или счета. Специалисты (психолог, логопед, психиатр) решают вопрос о тактике выбора начального коррекционного курса, его последовательности, продолжительности и формы проведения (см. разделы F81.0, F81.1, F81.2).

Длительность лечения - вплоть до возможной коррекции.

Ожидаемые результаты лечения

Улучшение школьной успеваемости, устранение проявлений школьной дезадаптации, укрепление соматического, психологического состояния ребенка, выбор профиля учебного учреждения.