F80.2 Расстройство рецептивной речи

 

Характеристика состояния

Данный вид патологии речи состоит в нарушении слухового восприятия и понимания речи при сохранном физическом слухе. В легких случаях оно проявляется в неспособности различать слова близкие по звучанию. В более тяжелых, когда нарушена дифференциация речевых звуков, имеется неспособность понимать обращенную речь.

Страдают все компоненты речи, что приводит к задержке психического и интеллектуального развития.

В данную группу включаются:

1. Сенсорные агнозии (словесная глухота).

2. Сенсорная алалия.

3. Сенсорная афазия.

Сенсорная алалия - это нарушение понимания речи вследствие недостаточности функционирования слухового анализатора, основной пораженной зоной мозга является височная доля доминантного полушария. В клинической картине сенсорной алалии имеется недостаточный анализ и синтез звуковых речевых раздражителей. Это проявляется в непонимании обращенной речи, у детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово как целое. Ребенок может слышать, но не понимать обращенную речь. При сенсорной алалии не формируется связь между словом и предметом, словом и действием.

Результатом этого может явиться задержка психического и интеллектуального развития. Диагностика сенсорной алалии вызывает определенные сложности, поскольку требует дифференциальной диагностики с состояниями нарушений слуха. В чистом виде сенсорная алалия встречается довольно редко.

Условия лечения

Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.

Перечень необходимых обследований

- ЭЭГ;

- Эхо-ЭГ;

- аудиограмма.

Дополнительные обследования:

- РЭГ;

- КТ головного мозга;

- рентгенография черепа.

Консультации:

- логопеда;

- психиатра;

- психолога;

- невролога;

- психотерапевта;

- нейропсихолога;

- сурдолога (ЛОР);

- генетика.

Принципы терапии

Медикаментозная терапия включает:

- ноотропные препараты;

- седативные препараты;

- нейролептики;

- антидепрессанты;

- витамины.

Дополнительные лечебные мероприятия:

- физиотерапия;

- ЛФК;

- массаж.

Логопедическое воздействие направлено на воспитание:

- развития фонематического восприятия;

- понимания воспринимаемых на слух речевых стимулов;

- сознательного использования средств языка и способов речепроизводства.

Логопедические занятия носят строго индивидуальный характер, зависят от степени тяжести и выраженности речевых и интеллектуальных нарушений. Чаще они строятся в индивидуальной форме, начиная с пробного диагностического курса, рассчитанного на 10 - 20 занятий. Последующие курсы занятий могут проводиться по схеме курсов для детей с ОНР (моторной алалией см. F80.1).

Таким образом дети с сенсорной алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.

Логоритмика - 20 - 45 занятий на курс.

Занятия с психологом - 20 - 45 занятий на курс.

Выбор профиля учебного учреждения.

Длительность лечения

Срок коррекционных мероприятий - от 1 до 3-х и более лет.

Ожидаемые результаты лечения

Максимально возможное восстановление речевой функции (развитие слухового восприятия, формирование звукового, морфологического, лексического анализа и смысловой стороны речи), коррекция психических нарушений.