F80.2 Расстройство рецептивной речи
Характеристика состояния
Данный вид патологии речи состоит в нарушении слухового восприятия и понимания речи при сохранном физическом слухе. В легких случаях оно проявляется в неспособности различать слова близкие по звучанию. В более тяжелых, когда нарушена дифференциация речевых звуков, имеется неспособность понимать обращенную речь.
Страдают все компоненты речи, что приводит к задержке психического и интеллектуального развития.
В данную группу включаются:
1. Сенсорные агнозии (словесная глухота).
2. Сенсорная алалия.
3. Сенсорная афазия.
Сенсорная алалия - это нарушение понимания речи вследствие недостаточности функционирования слухового анализатора, основной пораженной зоной мозга является височная доля доминантного полушария. В клинической картине сенсорной алалии имеется недостаточный анализ и синтез звуковых речевых раздражителей. Это проявляется в непонимании обращенной речи, у детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово как целое. Ребенок может слышать, но не понимать обращенную речь. При сенсорной алалии не формируется связь между словом и предметом, словом и действием.
Результатом этого может явиться задержка психического и интеллектуального развития. Диагностика сенсорной алалии вызывает определенные сложности, поскольку требует дифференциальной диагностики с состояниями нарушений слуха. В чистом виде сенсорная алалия встречается довольно редко.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.
Перечень необходимых обследований
- ЭЭГ;
- Эхо-ЭГ;
- аудиограмма.
Дополнительные обследования:
- РЭГ;
- КТ головного мозга;
- рентгенография черепа.
Консультации:
- логопеда;
- психиатра;
- психолога;
- невролога;
- психотерапевта;
- нейропсихолога;
- сурдолога (ЛОР);
- генетика.
Принципы терапии
Медикаментозная терапия включает:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.
Логопедическое воздействие направлено на воспитание:
- развития фонематического восприятия;
- понимания воспринимаемых на слух речевых стимулов;
- сознательного использования средств языка и способов речепроизводства.
Логопедические занятия носят строго индивидуальный характер, зависят от степени тяжести и выраженности речевых и интеллектуальных нарушений. Чаще они строятся в индивидуальной форме, начиная с пробного диагностического курса, рассчитанного на 10 - 20 занятий. Последующие курсы занятий могут проводиться по схеме курсов для детей с ОНР (моторной алалией см. F80.1).
Таким образом дети с сенсорной алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.
Логоритмика - 20 - 45 занятий на курс.
Занятия с психологом - 20 - 45 занятий на курс.
Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Срок коррекционных мероприятий - от 1 до 3-х и более лет.
Ожидаемые результаты лечения
Максимально возможное восстановление речевой функции (развитие слухового восприятия, формирование звукового, морфологического, лексического анализа и смысловой стороны речи), коррекция психических нарушений.