Ягодинская Людмила Алексеевна

к.и.н., доцент

Омский государственный медицинский университет

Музей истории ОмГМУ

 

Ключевые слова: музейная работа, высшее медицинское образование, патриотическое воспитание.

 

Музей вуза решает комплексную задачу сохранения исторического наследия, преемственности традиций в образовательно-воспитательном процессе и научной деятельности. Вся его многоплановая работа направлена на гражданское воспитание молодёжи, привитие ей чувства гордости за родной университет, избранную профессию. Первостепенное место в решении этой задачи занимает трансляция знаний о героических и одновременно трагических страницах нашей истории – деятельности коллектива вуза в годы Великой Отечественной войны, его вкладе в Победу. Мы считаем важным дать студентам возможность осмыслить трагедию большой страны через судьбы отдельных личностей – и опытных специалистов, и молодых сверстников, оказавшихся в чрезвычайной ситуации, вынужденных принимать ответственные решения не только о своих поступках, но и о спасении множества людей. В реализации замысла большое значение имеет выбор средств, способных воздействовать на душу искушённого в информации современного юного человека, тем более, что это ограниченные средства музея учебного заведения.

В разные периоды истории вуза в той или иной мере проявлялось желание коллектива сохранить память о вкладе сотрудников в образование, науку, здравоохранение. Вначале это были выставки достижений медицинского института, посвящённые юбилейным датам: к 15-летию ОМИ в 1935 г., к 20-летию – в 1940, к 25-летию – в 1945, к 40-летию Советской власти – в 1957, к 40-летию института – в 1961 году [1, с. 197]. Они размещались, как правило, в студенческом читальном зале главного корпуса, а последняя выставка – в фойе санитарно-гигиенического корпуса. Каждая кафедра демонстрировала свои достижения в снимках, графиках, рисунках на стенде. На столах раскладывали приборы, инструменты, муляжи, учебники, монографии и т.д. Дежурные экскурсоводы из числа сотрудников и студентов комментировали представленные экспонаты посетителям, которых всегда было значительное количество.

В период подготовки к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, в целях повышения роли комсомола в патриотическом воспитании студенчества, партийный комитет института принял решение создать Комнату боевой и трудовой славы ОГМИ. Инициатором и руководителем Комнаты был председатель ДОСААФ института подполковник П.Д. Афонин. Начинание активно поддерживал ректор института профессор В.П. Говоров – участник войны, орденоносец. В сборе документов, воспоминаний, фотографий и оформлении стендов принимал активное участие преподаватель военной кафедры майор В.Н. Бучельников. Очень быстро был собран уникальный материал. С 1 января 1967 года Комната начала работать [2, л. 50]. В год полувекового юбилея Октября и Вооруженных Сил СССР она стала центром проведения множества торжественных мероприятий. Тогда же было введено в программу идейно-воспитательной работы участие преподавателей-ветеранов в комсомольских собраниях. Небольшая комната главного корпуса стала постоянным местом встречи студентов с участниками военных действий и работниками эвакогоспиталей: профессорами В.П. Бисяриной, М.С. Дашкевичем, Ю.Н. Савченко, доцентами А.Ф. Аникиным, В.А. Баландиной, И.Н. Бычковым, Г.И. Виноградовой, Л.Р. Клебановской, Т.Ф. Кузнецовой, З.Г. Мировалевой, Е.И. Цветковой, старшим преподавателем Н.Н. Гагариным, ассистентами М.А. Чернявской, В.Н. Шаповаловым и многими другими.

За годы войны из ОГМИ в Красную армию было призвано 153 преподавателя, 76 рабочих и служащих, 790 студентов и выпускников [3, с. 5]. Большое количество фронтовиков пришли в вуз после окончания войны. Было кому поделиться своими воспоминаниями и о фронтовых дорогах, и о невыносимых страданиях раненых, и о гибели товарищей.

По мере накопления материалов и опыта работы задачи усложнялись. Накануне 50-летия института на всех кафедрах были написаны исторические справки о возникновении и развитии подразделений, тексты с фотографиями были оформлены в альбомах. В результате появилась возможность знакомить студентов не только с боевыми подвигами, но и с трудовыми достижениями одного из лучших медицинских институтов страны. Предъюбилейные мероприятия проводились во вновь оборудованной в 1970 году Комнате боевой и трудовой славы, разместившейся в санитарно-гигиеническом корпусе и просуществовавшей в этом статусе в течение пяти лет.

С целью расширения идейно-патриотического воспитания молодёжи на революционных, боевых и трудовых традициях старших поколений члены Совета ветеранов, старейшие преподаватели института Е.А. Пономарева, А.С. Степаненко, А.А. Никифорова выступили с инициативой создать Музей боевой и трудовой славы института. Идею поддержали все [4, Л. 1]. Просторное помещение площадью 110 кв. м на третьем этаже санитарно-гигиенического корпуса позволило достойно представить историю орденоносного вуза и развернуть на его базе широкую воспитательную деятельность. В 1975 году накануне 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Музей был открыт. История мединститута отражалась на стендах: «1921-1936 гг.», «Руководители ОГМИ», «Институт в военные годы», «Герои-медики», «Пятьдесят лет на страже здоровья», «С именем Ленина» (комсомольская организация). Отдельные стенды и витрины рассказывали о факультетах, развитии научно-педагогических школ, достижениях ученых и работе преподавателей за рубежом, деятельности студенческих строительных отрядов и т.д.

Почётное место занимала экспозиция, посвященная студентам и сотрудникам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Оформление мемориала имитировало памятник на Пискарёвском кладбище в Ленинграде и Вечный огонь. На две плиты были занесены имена 27 погибших, которые удалось установить по воспоминаниям выпускников и преподавателей. Значительную роль в этом сыграла группа «Поиск», работавшая при комитете ВЛКСМ. Актив энтузиастов, увлечённых идеей, объединённых чувством долга перед старшим поколением, возглавил студент А. Поляков, а позднее – С. Сахаров [5]. Они разыскивали выпускников военных лет, вели с ними переписку, наиболее интересные фрагменты которой регулярно публиковали в многотиражной газете «За медицинские кадры» (редактор Н.В. Сластникова).

Музей располагал богатой коллекцией материалов об участниках Великой Отечественной войны, их многогранной деятельности в госпиталях и больницах. Демонстрировались научные труды, отражавшие вклад профессорско-преподавательского состава в разработку эффективных методов лечения раненых и больных бойцов, населения, ликвидацию инфекционных болезней.

Работы по оформлению экспозиций и организации воспитательных мероприятий возглавляли в разные годы председатели Совета музея: преподаватели военной кафедры майоры О.С. Кулаков (он же последний руководитель Комнаты боевой и трудовой славы) и В.А. Резин, заведующий кафедрой организации здравоохранения профессор С.Г. Резников, начальник кафедры военной и экстремальной медицины полковник медицинской службы И.В. Ашвиц. С участием Совета ветеранов, комитета ВЛКСМ, кураторов учебных групп в музее проходили экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, комсомольские собрания. На каждом факультете был подготовлен общественный инструктор-экскурсовод и разработан текст экскурсии. Для каждой группы студентов, особенно первокурсников, занятия в сентябре начинались с посещения Музея, знакомства с историей вуза и его яркими достижениями. Комсомольцы в Музее сдавали Ленинский зачёт. Музей был не только центром патриотического воспитания студентов-медиков, но и средством профориентации школьников и учащихся медицинских училищ. Его с удовольствием посещали выпускники разных лет, учителя областных семинаров повышения квалификации, курсанты, врачи, гости института.

Но в 2005 г. в связи с острым дефицитом помещений для учебных занятий музей был закрыт, и большинство материалов в суматохе перестроечных работ, к сожалению, было утрачено.

Новый этап музейной деятельности начался с 1 сентября 2009 года, когда был издан приказ ректора о создании в целях патриотического воспитания студентов Музея истории Омской государственной медицинской академии, руководителем которого назначалась к.и.н., доцент кафедры философии Л.А. Ягодинская [6].

Восстановление разрушенного потребовало огромных усилий и серьёзных исторических исследований. По крупицам собирали на кафедрах сохранившиеся документы, предметы и фотографии. С тщательностью изучались архивы Омска, Новосибирска, Москвы. За пять лет в фондах накопилось около 6 тысяч единиц хранения. Кроме этого, были сформированы обширный электронный архив (15-18 тыс. документов), большой фотоархив, создано несколько видеофильмов. Впервые сотрудники и студенты получили в своё распоряжение такое богатое собрание документов, сконцентрированное в одном месте, доступном каждому интересующемуся историей академии, а теперь уже университета.

Сохраняющаяся проблема площадей заставила по-новому подойти к организации музейной работы. Согласно принятой концепции музейные экспозиции располагаются в холлах главного корпуса и имеют бесспорное преимущество: они открыты всем в любое время. Студенты многократно рассматривают стенды и витрины, фотографируют отдельные фрагменты, используют представленную информацию при подготовке к занятиям. Бывшие поначалу сомнения, связанные с сохранностью экспозиций, возможностью проведения экскурсий в свободном пространстве и т.д., частично оказались беспочвенными, а частично разрешились принятыми мерами, как, например, установка видеонаблюдения или постоянная разъяснительная работа о культуре поведения.

В процессе сбора исторических материалов и постепенного изучения разных аспектов деятельности вуза установилась традиция оформления выставок, посвящённых юбилейным датам отдельных личностей или исторических событий. Первые выставки положили начало анализу документов военной поры: «65 лет Победы» (2010) и «Вклад ОГМИ в Победу» (2013). Они рассказывали о некоторых сторонах жизни института, включали демонстрацию многотиражных газет и плакатов, выполненных студентами по заданию преподавателей истории Отечества.

Военная тема звучала и в других выставках, посвященных деятельности академиков О.Б. Соколовой-Пономаревой и В.П. Бисяриной, истории комсомольской организации, истории семьи депутата Омской думы и хозяина дома Вагау С.И. Рысева и др.

В зале № 1 Музея на втором этаже главного корпуса представлена стационарная экспозиция, повествующая об истории вуза периода его становления и военных лет (1920-1945). Вызывают интерес документы и фотографии, рассказывающие об открытии мединститута, различных его подразделений и организаций, развитии материальной и клинической базы, о зарождении научных школ и, конечно, о людях, создавших родной вуз.

Чувством глубокой скорби и гордости сопровождалось оформление экспозиции, посвященной многоплановой работе Омского мединститута на фронте и в тылу. Накопленный к этому времени материал позволил достаточно убедительно проиллюстрировать организационную перестройку вуза, изменения в учебном процессе, вклад в науку и здравоохранение области, службу в эвакогоспиталях и на фронте, большую патриотическую работу внутри вуза и в области, плодотворное сотрудничество с эвакуированным в Омск Вторым Московским медицинским институтом.

Особую эмоциональную силу военной экспозиции придаёт мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны. Впервые обнародованы имена 167 студентов, выпускников разных лет и сотрудников ОмГМУ, ставших жертвами кровавой войны. Этот ещё не завершённый трагический список – результат кропотливой исследовательской работы музея в течение нескольких последних лет. Она стала возможна благодаря современным средствам коммуникации, а конкретно сайту Министерства обороны РФ «Мемориал» в интернете.

Проверку через «Мемориал» прошли почти все выпускники 1924-1944 годов, а так же студенты и сотрудники, отчисленные или уволившиеся в годы войны. В поисковике сайта погибших набиралось имя каждого. Если ФИО совпадали, в архиве университета или Государственном архиве поднималось соответствующее личное дело для уточнения даты рождения разыскиваемого, его родителей или других членов семьи и их место жительства. Так было собрано около 200 листов-донесений на погибших и некоторых живых участников Великой Отечественной войны. Ещё несколько десятков имён требуют дополнительной проверки и уточнения.

На стенде мемориала размещены имена погибших и фотографии некоторых из них. Юные лица смотрят на нас с нижней части стенда, снизу вверх, словно из иного мира. Рядом на подставках лежат Книги памяти с полными данными о погибших, фотографиями, сведениями о месте учебы или работы, месте военной службы, дате и обстоятельствах гибели.

В витрине, имитирующей поле боя, на обожжённой огнём земле среди оружия, пуль и гранат лежат дипломы выпускников 1941-1943 годов, не вернувшихся с войны, словно последние следы ушедших в вечность наших юношей и девушек. Здесь же комсомольский билет А.Г. Барбанчика, выданный на фронте, обгоревшая фронтовая карта майора С.И. Рысева, учетная карточка военнопленного врача А.С. Вятских, письма с фронта. Часто можно увидеть, как студенты внимательно читают письма, перелистывают Книгу памяти и делают снимки на свои телефоны. А накануне 9 мая обязательно придут группами и принесут цветы, отдавая дань памяти своим братьям по Alma-mater. Создание мемориала – одно из самых значительных достижений в работе университета в последнее время.

Поиск участников войны и погибших не закончен. Вскоре Книгу памяти дополнят имена более 1500 известных нам участников Великой Отечественной войны, когда-либо учившихся или работавших в ОмГМУ. Эта же информация будет размещена на сайте университета, дополнив уже имеющиеся там сведения о погибших.

Создание Книги памяти является итогом работы многих поколений всего коллектива университета. Помимо материалов группы «Поиск» и сайта «Мемориал», о чем уже сказано выше, имеются данные, опубликованные в работах ветерана войны И.Е. Матусова [7], вузовского библиографа, ветерана университета И.И. Таскаева [3, 8], газете «За медицинские кадры». Важным источником стали «Книги памяти» [9] и «Солдаты Победы» [10], изданные Администрацией Омской области и областным Комитетом ветеранов войны. Эти книги студенты штудировали несколько месяцев, сравнивая указанные там имена со списками студентов и сотрудников нашего вуза 20-40-х годов, зачастую глубоко переживая прочитанное. Новые сведения продолжают поступать от родственников бывших студентов и сотрудников, которые, узнав разными путями о мемориале, приносят в Музей старые фотографии и документы, видя в этом поступке исполнения своего долга. Надолго запомнится обеим сторонам-участницам одна встреча, происшедшая месяц назад. К нам пришла племянница выпускника 1943 года Николая Мухина, добровольца, проносившего шинель всего 2 месяца и погибшего на переправе под Киевом. Показывая письма и фотографии, рассказывала о том, что сохранила семейная память, и посетовала: дядя так и не получил диплом об окончании института. Когда ей показали документ в синих корочках, она долго с трепетом и грустью держала его в руках, а потом сказала: «Теперь я всем расскажу, что диплом у него есть». Так, неожиданно для семьи, вузовская биография хорошего парня, родного человека получила важное логическое завершение. А мы получили очередное подтверждение значимости музейной работы.

Родственники помогают восстанавливать не только военные страницы истории. Для Музея важна каждая деталь, каждый поступивший предмет, будь то присланный из Израиля выпускной фотоальбом 1938 года или принесённые студенткой фотографии своей мамы-стройотрядовки. Благодаря переписке с сыновьями и внуками первых ректоров Н.К. Иванова-Эмина и К.В. Ромодановского, первого профессора-обществоведа Г.В. Круссера и других сотрудников удалось не только узнать факты их личной жизни, но и уточнить некоторые сведения о зарождении института в 20-х годах.

Собранные материалы активно изучаются, обобщаются и анализируются, широко используются для подготовки изданий и фильмов об истории вуза. На основе этой деятельности с каждым годом расширяется сотрудничество Музея с кафедрами. Благодаря совместной работе с кафедрами педиатрии, госпитальной хирургии, дерматологии появились персональные выставки к юбилейным датам профессоров, фильмы и буклеты об истории отдельных коллективов.

Особое значение придаётся привлечению студентов к научным исследованиям по истории университета. В последние годы наряду с научными статьями и докладами преподавателей по этой теме появляется всё больше студенческих работ, представляемых на конференции разного уровня, в том числе на Всероссийской конференции в Омске и Всероссийской конференции с международным участием, проводимой Московским медико-стоматологическим университетом. Обе конференции, посвящённые проблемам Великой Отечественной войны, привлекательны для молодёжи. Неизменно внимание авторов приковано к участию сотрудников вуза в работе эвакогоспиталей, и, в частности, к опыту применения рациональных методик при оказании хирургической помощи. Большинство докладов выполнено под руководством преподавателей кафедры истории Отечества, с которой Музей имеет самые тесные деловые контакты. Вошли в практику такие формы, как подготовка студентами сообщений на практических занятиях по историческим документам, совместное проведение занятий возле экспозиций, организация выставок плакатов и т.д.

Музеем сделаны первые шаги по вхождению в музейное пространство города, положено начало сотрудничества с родственными учреждениями. Представленные нами материалы вошли в областное издание «Книги памяти» об участниках советско-финляндской войны и использованы при создании юбилейной выставки, посвящёной вкладу Омской области в Победу над фашизмом (2010). Некоторые личные вещи профессора Либерова из нашей коллекции дополнили выставку, посвящённую его сыну, известному художнику, демонстрировавшуюся в Музее Либерова.

Под воздействием информации, пришедшей от общества соотечественников, которое планирует установить мемориальную доску на бывшем Доме компании Вагау, а теперь части главного корпуса ОмГМУ, нами была оформлена выставка. Она посвящена хозяину Дома Вагау, предпринимателю рубежа Х1Х-ХХ веков, члену Городской думы С.И. Рысеву и его детям – выпускникам нашего вуза. Дочь Е.С. Рысева – участница финской войны, профессор-педиатр. Сын А.С. Рысев – участник Великой Отечественной войны, известный в городе стоматолог, директор медучилища. А материалы предоставила невестка – У.В. Мамонтова, тоже наша выпускница, врач-стоматолог. В истории этой семьи удивительным образом переплелось трагическое и героическое прошлое страны. Созданием выставки, посвящённой судьбам людей, прочно связанных с историей ОмГМУ, мы внесли свой скромный вклад в подготовку к 300-летию города Омска.

5 декабря 2011 года в состав университета вошёл медицинский колледж. История его уходит своими корнями в далекий Ленинград, где в 20-е – 30-е годы прошлого века формировалось военно-медицинское училище, получившее в 1941 году имя героя гражданской войны Н.А. Щорса. Эвакуированное в Омск училище стало базой для создания крупнейшего учебного заведения России в системе среднего профессионального образования. С героическим военным и мирным трудовым прошлым коллектива знакомит Музей колледжа. Возглавляет его со дня организации в августе 1999 г. ветеран, почётный работник среднего профессионального образования РФ В.В. Пожерукова. В фонде музея 1250 ед. хранения, экспозиции размещены в отдельной комнате и в холле. В музее проводится активная воспитательная работа со студентами, в первую очередь с первокурсниками, а также со школьниками города и области. Здесь традиционно проходят открытые кураторские мероприятия, тематические экскурсии. В числе популярных тем: «Выпускники училища – участники Великой Отечественной войны», «У войны не женское лицо», «Преподаватели – участники Великой Отечественной войны», «Дорогами Афгана», «Выпускники училища – герои Советского Союза».

Под руководством Совета музея работает поисковая группа, члены которой разыскивают ветеранов-участников Великой Отечественной и локальных конфликтов, охраняют мемориальные доски на здании колледжа, к памятным датам возлагают на них цветы. Музей поддерживает связь с выпускниками, ведёт учебно-научную работу. Его деятельность отмечена многочисленными грамотами, дипломами, медалями. Но главная награда – это живой интерес к истории у молодёжи и взрослых людей и высокая оценка трудной, но нужной работы, которую постоянно отмечают посетители Музея в Книге отзывов.

Патриотическое воспитание было и будет важной составляющей в системе подготовки специалистов, готовых служить своему народу, заинтересованных в процветании общества. Но формы и средства работы с молодёжью не могут оставаться неизменными. Если в 50-70-е годы широко использовались коллективные формы, массовые мероприятия, то сегодня всё чаще делается уклон в сторону проявления индивидуальных способностей. Если в тот период большое значение придавалось личностному общению молодых с ветеранами партии и комсомола, героями войны и труда, то теперь всё реже становится таких встреч. И не только потому, что время забирает тех людей, а потому, что в них иногда перестают видеть образец для подражания. С другой стороны, многие ветераны после разрушительных 90-х годов оказались в плену комплексов, вызывающих страх общения с продвинутой молодой аудиторией. Не хотелось бы говорить о разрыве связи поколений. Думается, вполне возможно преодолеть возникшее недопонимание, если вести диалог спокойно, ненавязчиво, убедительно, пробуждая благородные чувства и порывы.

В ближайших планах Музея – создать фильмотеку об учёных, профессорах, известных выпускниках университета. Известно, что студенты охотно берутся за создание презентаций и видеороликов, поиск информации в интернете и т.п. Опыт показывает, что, загоревшись идеей, они от технических средств её воплощения часто приходят к так необходимому нам человеческому общению: ролевым постановкам, интервью с интересными людьми. Ведь это наша молодёжь!


в Книге отзывов.

Патриотическое воспитание было и будет важной составляющей в системе подготовки специалистов, готовых служить своему народу, заинтересованных в процветании общества. Но формы и средства работы с молодёжью не могут оставаться неизменными. Если в 50-70-е годы широко использовались коллективные формы, массовые мероприятия, то сегодня всё чаще делается уклон в сторону проявления индивидуальных способностей. Если в тот период большое значение придавалось личностному общению молодых с ветеранами партии и комсомола, героями войны и труда, то теперь всё реже становится таких встреч. И не только потому, что время забирает тех людей, а потому, что в них иногда перестают видеть образец для подражания. С другой стороны, многие ветераны после разрушительных 90-х годов оказались в плену комплексов, вызывающих страх общения с продвинутой молодой аудиторией. Не хотелось бы говорить о разрыве связи поколений. Думается, вполне возможно преодолеть возникшее недопонимание, если вести диалог спокойно, ненавязчиво, убедительно, пробуждая благородные чувства и порывы.

В ближайших планах Музея – создать фильмотеку об учёных, профессорах, известных выпускниках университета. Известно, что студенты охотно берутся за создание презентаций и видеороликов, поиск информации в интернете и т.п. Опыт показывает, что, загоревшись идеей, они от технических средств её воплощения часто приходят к так необходимому нам человеческому общению: ролевым постановкам, интервью с интересными людьми. Ведь это наша молодёжь!