Вопросы-«подсказки»
Эти вопросы бывают открытые и скрытые, прямые и косвенные. Так, открытые подсказки меняют направление беседы, помогают добиться точной фразировки высказывания (Вы, видимо, имеете в виду...). Среди косвенных подсказок выделяются такие способы, как: «д о г о в а р и в а н и е», — репортер заканчивает фразу за собеседника (иногда открыто демонстрируя при этом радость понимания, единодушия и пр.), надеясь получить подтверждение либо новую формулировку; «сомнение» (Не означает ли это... Нельзя ли эту оценку трактовать как... Отсюда, пожалуй, можно вывести и кое-что похлеще... и т. п.) — репортер такой деликатной подсказкой выводит собеседника на уточнение мысли; «реакция отрицания или удивления» (Это невозможно... Ну и ну!), провоцирующая на расшифровку мысли, подкрепление ее примером; «подсказка-сюжет» (Действительно, бывает так: взрослые люди ведут себя по-ребячьи... Был случай...), которой добиваются дополнительных примеров либо контрпримеров.
Подталкивая собеседника к броскому высказыванию, журналист рискует исказить реальность, огрубить мысль, убрав оговорки. Если даже репортер не особенно активен в «дирижировании» беседой, он
все же напряженно ожидает «чистой» цитаты, цельного, броского высказывания, которое может стать кульминацией материала (хотя редко задумывается над тем, что броская цитата может идти вразрез с подлинным смыслом темы или характером собеседника).
Корректирующие вопросы, возникающие во время беседы как импровизационные, должны быть особенно точны и кратки. Надо предусмотреть возможность выхода из ситуации, когда «вопрос дирижера» отпасовывается обратно журналисту. (Например: А что вы сами думаете об этом?..).
Как происходит взаимодействие («единоборство»), с удовольствием наблюдают зрители и читатели, именно в этом — главная привлекательность интервью, уже не метода сбора информации, но жанра.
Многое решает концовка интервью. По большей части она импровизационна. Иногда рождается из «вопроса-напоминания» — журналист попросту заставляет собеседника повторить еще раз мысль, понравившуюся, запомнившуюся в одном из ответов. (Во время всей беседы интервьюер ищет эту обобщающую фразу, закругляющую беседу).
У профессионала обычно есть точное ощущение, когда именно интервью подходит к концу. И проще всего, если нет иных идей, в этот момент подсказать собеседнику его же слова. (Люди хорошо запоминают, чем завершился разговор, а интервью должно выглядеть объективным материалом прежде всего в глазах человека, с которым велась беседа). Концовка часто «примиряет» собеседников, сводя все сказанное, порой полемичное, к удачному выводу интервьюируемого.
Широко распространена практика визирования текста интервью
перед его публикацией. Однако «визы» можно и избежать. За-
канчивая интервью, можно испросить разрешения позвонить собе-
седнику для необходимых уточнений (даже если это и не нужно).
Такой шаг подчеркнет желание журналиста быть объективным, точ-
ным, не приписывать собеседнику лишних слов. А также предвосхи-
тит его просьбу показать ему материал до печати (что нежелательно;
люди почти всегда хотят отредактировать, пригладить свои мысли,
высказывания тотчас же, как увидят их на бумаге).