Пробелы в законодательстве: понятие, виды и способы в исполнении.
Пробел в законодательстве – это отсутствие конкретной нормы необходимой для регламентации отношений, входящих в сферу правового регулирования.
Пробелы в законодательстве имеют объективный характер.
Существует несколько способов борьбы с пробелами в законодательстве:
1) своевременное законотворчество
2) аналогия закона – применение закона к неурегулированным к конкретной норме отношениям, норма закона регламентирует сходные отношения
3) аналогия права – применение к неурегулированному к конкретной норме спорному отношению, при отсутствии … общих начал и смысла законодательства.
Чтобы применить аналогия права необходимо два условия:
- пробел законодательства
- отсутствие сходной нормы
Аналогия закона и аналогия права возможны только в частноправовых отраслях.
4) Систематизация права – целенаправленная работа законодателя по упорядочиванию и приведения в единую систему действующих законодательных актов. Внешняя сторона систематизации состоит в формировании разделов, рубрик. Внутренняя сторона – устранение противоречий в пробелах законодательства, их изменение.
Выделяют следующие виды систематизации:
1. Кодификация – это такая систематизация законов, при которой законодатель не ограничивается лишь внешней их обработкой, но ставит задачу создания сборников сводов законов, проникнутых внутренним единством и не противоречием. В результате получается новый законодательный акт, заменяющий ранее действовавший.
2. Инкорпорация – это такая систематизация, при которой перерабатываемые законы не изменяются, но весь правовой материал расположен в неком систематическом порядке.
3. Консолидация – этот вид систематизации содержит в себе черты кодификации и инкорпорации. Несколько правовых актов объединяются в один, устраняются противоречия и повторения. Носит неофициальный характер.
Для устранения противоречий в пробелах законодательства используют также специальный юридический прием – толкование норм права. Толкование норм права – особый мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм, включающий в себя официальное толкование, то есть такое разъяснение правовых норм, которые являются общеобязательными для всех субъектов. Как правило, официальное толкование имеют право осуществлять высшие звенья судебной системы.
Виды толкования правовых норм:
- аутентичное толкование – осуществляется органами, издавшим толкующие нормы.
- легальное – осуществляется органом, официально уполномоченным давать толкование.
- обыденное – осуществляется органом, не имеющим специальной юридической подготовки.
- компетентное (доктринальное) – даваемое субъектами, обладающими юридической подготовкой, но носящим неофициальны характер.
- буквальное – результат толкования строго совпадает с текстом толкующей нормы.
- расширительное – когда результат шире толкующей нормы.
- ограничительное – когда результат уже толкующей нормы.