Особенности школьного возраста

 

В то время, когда происходит смена зубов, и вместо молочных зубов появляются зубы, сформированные в течении первого периода, от года да семи, меняется характер всей жизни ребенка. Он уже не представляет целиком и полностью орган чувственного восприятия; ему становятся доступными переживания более внутреннего характера, чем впечатления внешних чувств. Ребенок, достигший школьного возраста, уже не находится в таком полном слиянии с впечатлениями среды, он уже не поглощен ею, а своим внутренним чувством отвечает на то, что встречает его в этой среде. Он вступает в период, когда в его жизни на первый план выходит уже не безотчетное подражание, а авторитет, тот авторитет, который он встречает у своих воспитателей, своих учителей.

Говоря в присутствии ребенка, мы вкладываем в него нечто, что останется в нем, даже если это и обнаружится в более позднем возрасте. Глубокая потребность души ребенка в этом возрасте - потребность верить нам, повинуясь инстинктивному чувству, которое говорит ему: “Вот рядом со мной взрослый человек; он говорит мне нечто; он говорит это потому, что он так хорошо знает мир, что может об этом говорить. Он - посредник между миром и мною”. Вот что чувствует ребенок в присутствии учителя, воспитателя, - разумеется, не в этих выражениях, а помимо сознания, инстинктивно.

Для ребенка взрослый человек есть посредник между миром, полным чудес, и им, ребенком, который - весь еще воплощение слабости.

И только тот воспитатель, который осознает себя таким самоочевидным авторитетом, к которому ребенок естественным движением души обращает свой взор, может по-настоящему “взрастить” ребенка.

Для ребенка в возрасте от 7 до 14 лет самое важное не столько то, что ему дается, сколько то, как это дается. Если в его обучение мы вкладываем душу - это гораздо важнее, чем если мы вкладываем логику. Ребенок еще не нуждается в логике, он нуждается в нашей душевности, человечности. Он хочет быть учеником, он должен развиваться в соответствии с впечатлениями внешнего мира, перерабатываемыми им внутренне. Его органы чувств получили самостоятельность, а он сам начинает чувствовать себя неким внутренним существом - душой. И с этой душой ребенка мы должны обращаться бесконечно бережно.

Физическое тело: рука ребенка. Она мала и будет расти по своим законам роста. Мы не можем это ускорить. Мысли и чувства ребенка тоже маленькие и нежные; нельзя стремиться отливать их в твердые, застывшие формы и думать, что ребенок, став взрослым, будет иметь те же понятия, которые мы внушили ему тридцать лет назад, когда он был маленьким. Все, что мы сообщаем ребенку, должно быть полно жизни, должно расти вместе с ним.

Чувства почитания, уважения, благоговения и подобные им имеют прямое отношение к познанию. Познает ведь именнодуша. А для души чувства являются тем же, чем являются для тела вещества, которые составляют его питание. Если телу вместо хлеба подают камень, то деятельность его прекращается. Так же обстоит дело с душой. Преклонение, уважение являются питательными веществами, делающими ее здоровой, сильной; сильной, прежде всего, в познавательной деятельности. Душа получает весть об окружающих ее фактах, о которых она прежде и не подозревала. Мы должны чувствовать, что даем ребенку нечто живое, нечто, что может вместе с ним развиваться и созревать. Только глубокая внутренняя жизнь, духовная работа самого педагога, родителя, а не просто системы общих идей может и должна служить основой воспитания.