Графический анализ краткосрочного монопольного равновесия

 

На графике А (рис. 4) показаны краткосрочные кривые средних и предельных издержек монопольной фирмы. Также показаны спрос на продукт монополиста и предель­ный доход от него. Монопольный выпуск обозначен как Ом, он является выпуском, соот­ветствующим той точке, где пересекаются кривые предельного дохода и предельных издер­жек. Чтобы побудить покупателей приобрести это количество товара, монополист устанав­ливает цену, равную PM.

 

ТАБЛИЦА 1.3.1 (продолжение)

 

Предельные издерж­ки (МС) (долл. за представление) Предельный доход (МR) (долл. за представление) Предельная прибыль (МR-МС) (в долларах) Общая прибыль (ТR-ТС) (в долларах)
- - - -100000
-300000
-700000 -150000
-1000000 -1150000
-200000 -1600000 -2750000
-400000 -2400000 -5150000

 

При этой цене и величине выпуска монополист получает на единицу товара прибыль (рм - DСм). Общий выпуск равен Ом. Общая экономическая прибыль равна, следователь­но, (рм -DСм) Ом. Например, при равновесии монопольная цена на концерты была бы 800 000 долларов. Средние издержки на концерт равны немногим менее чем 516 666 дол­ларов (средние издержки, указанные в табл. 1.3.1, округлены до долларов), когда вы даете три концерта в год. Средняя прибыль за концерт равна, следовательно, 283 334 доллара. Умножение ее на 3 дает 850 000 долларов.

Какую по величине прибыль заработает монополист в действительности, зависит как от издержек, так и от спроса на его товар. Если фортуна отвернется от вас, вы можете не найти желающих купить права на ваши концерты, даже если предлагать их по льготной цене. Таков шоу-бизнес: вас могут превозносить сегодня и изгнать завтра. Обладание монополией не гарантирует, что вы будете получать прибыли. Монополисты могут и действительно выходят из отрасли, когда спрос на продукт, который они продают, снижа­ется. Владеть единственной в городе подлинной турецкой баней будет невыгодно, если цена меньше средних издержек для объема выпуска, при котором МR = МС.

Если спрос и предельный доход от продукта, поставляемого монополистом, снижаются, то может быть невозможным заработать прибыль. Если цена, соответствующая выпуску, при котором МR = МС, упадет ниже средних издержек, монополия понесет убытки. Это показано на графике В (рис. 4). В Соединенных Штатах Америки в последние годы фирма "Amtrac" обладает монополией на пассажирские железнодорожные перевозки на многих маршрутах. Однако даже несмотря на это, фирма несла убытки.