Административная и уголовная ответственность за недопущение, ограничение, устранение конкуренции органами публичной администрации и их должностными лицами.

Административной ответственности подлежат практически любые незаконные действия (бездействия) и акты должностных лиц и органов публичной администрации, нарушающие требования антимонопольного законодательства, в частности Закона "О защите конкуренции".

Нарушающим антимонопольное законодательство, такого вида наказаний, как дисквалификация, т.е. лишение права занимать публичную должность в период до 3 лет. Появление данной санкции связано с тем, что штрафные санкции сами по себе не всегда достаточно воздействуют на чиновника, особенно если он занимает высокое положение.

Основные проконкурентные запреты и требования к властным субъектам установлены главой 3 Закона о защите конкуренции. Запреты и требования, предусмотренные данной главой (статьи 15 и 16 Закона), распространяются на деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов организаций, а также государственных внебюджетных фондов и Центрального банка Российской Федерации. Статья 15 предусматривает запреты на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) указанных публичных субъектов, а статья 16 - на антиконкурентные соглашения и согласованные действия с участием властных субъектов.

В части 2 статьи 15 запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 15 запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Нарушению запретов и требований, предусмотренных данной статьей, корреспондирует статья 14.9 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за "ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления".

Указанная статья 14.9 карает не только за нарушения статьи 15, но и некоторых других норм антимонопольного законодательства, устанавливающих запреты на так называемые индивидуальные акты, действия, решения, бездействия субъектов публичной власти.

Административная ответственность за соглашения и согласованные действия с участием должностных лиц и/или органов власти предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ.

Статья 16 запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения властных субъектов между собой, а также антиконкурентные соглашения и согласованные действия, в которых одной из сторон или одним из участников является властный субъект, а другой стороной или участником - один или несколько хозяйствующих субъектов.

Статья 16 Закона о защите конкуренции содержит генеральный запрет на осуществление властными субъектами соглашений и согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и вместе с тем указывает и прямо запрещает наиболее типичные случаи таких действий.

Среди типичных случаев запрещенных законом антиконкурентных соглашений и согласованных действий властных субъектов те, которые приводят:

1) к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) к экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) к ограничению доступа на товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.