Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.

Вещь — предмет, созданный человеком. Чудаков не проводит различия между природным или рукотворным предметом.

Взаимодействие человека и вещи: вещь характеризует человека, придаёт ему значимость, но может и заслонять его, тогда человек уподобляется вещи.

В художественном произведении вещь выступает как элемент условного мира. Возможно очеловечевание вещей.

Функции вещей:

1) Культурологическая — исторический роман

2) Характерологическая — интимная связь вещей с владельцами. Отсутствие вещей — сложность характера. Вещи — знаки, символы переживаний.

3) Сюжетно-композиционная — детективы.

Вещной мир имеет свою композицию. Образуют совокупности: интерьер, пейзаж, портрет. Вещь, выделенная крупным планом, несёт повышенную нагрузку. В контексте произведения символика может меняться.

Деталь — самая малая единица предметного мира. Принципиальна метасловесность. Образная форма литературного произведения: система деталей, система композиционных приёмов, словесный строй. Детализация предметного мира неизбежна, т.к. писатель не в состоянии описать предметный мир во всей его полноте. Совокупность деталей замещают в тексте целое, создавая у читателя нужны ассоциации. Деталь — суть образа.

То, что не вошло в текст, несущественно.

Степень детализации может определяться пространственной и\или временной точкой зрения повествователя.

Суммарное обозначение предметов — генерализация. Чередование детализации и генерализации — создание ритма изображения.

Типология деталей: единичность (деталь) vs множественность (подробность). Деталь — противоречие в предмете, необязательность для него. Повторяясь и приобретая дополнительные смыслы, деталь становится мотивом, может вырасти в символ.

Подробность ближе к знаку, чем к символу. Появление в тексте — радость узнавания, устойчивые ассоциации.

Детали: сюжетные, описательные, психологические.