Виды институтов в рыночной экономике

1. Внешние экономические институты:

а) формальные институты (нормы поведения при осуществлении экономической деятельности, принятые в обществе) обеспечивают законность в стране, определяют основные нормы поведения (Конституция, Гражданский кодекс, законы, указы, постановления);

б) создают условия для экономической деятельности (правительственные учреждения, учреждения местной власти);

в) обеспечивают ответственность и обязательность выполнения контракта (арбитражный суд).

2. Внутренние экономические институты обеспечивают возможность эффективного осуществления сделок, снижают неопределенность, способствуют экономической эффективности и т.д. К ним можно отнести традиции и социокультурные стереотипы: договор (важнейший институт), право собственности, финансово-кредитные учреждения, фирма, домохозяйство, рынок, биржа, товарные знаки и марки, общественные организации (профсоюзы, союзы потребителей, союз предпринимателей и т. д.)

 

Экономическое развитие общества предполагает эволюцию институтов, которая определяется:

1) Изменениями относительных цен. В результате будет предпринята попытка перезаключить соглашение с учетом изменившихся цен. “Если перезаключение договора требует внесения изменений в какое–либо фундаментальное правило, один или оба участника обмена могут пойти на затраты ради того, чтобы эти правила изменить”. (См. там же С.80) Например, для современной фирмы характерно выплата части зарплаты в форме акций фирмы для стимулирования их труда. Происходит изменение в договоре найма, а, следовательно, меняется и содержание частной фирмы: сособственниками являются владелец фирмы (обладает контрольным пакетом акций) и наемные работники.

2) Накопление опыта и знаний экономических субъектов (повышение образования, мобильность населения и т.д.).

3) Изменения в предпочтениях.

 

Становление институтов рыночной экономики – длительный и сложный процесс. Он может осуществляться эволюционным путем: постепенное изменение в системе экономических отношений - формирование особых интересов отдельных групп - изменение института.

Пример. Эволюционный путь развития можно представить на примере Италии: в северных районах были закреплены традиции гражданского участия в управлении государством, нормы взаимности и доверия. На юге Италии процветала мафия, которая использовалась государством до 70-х годов 20 в. (обеспечение стабильности в регионах, сбор налогов и т.д.).

В России наблюдалась цикличность в формировании институтов. Например, ранний соборный идеал в Киевской России проявлялся затем в развитии соборности в 1917- середине 1918 гг. Авторитарное руководство и деспотизм Петра 1 проявился в сталинизме в 20 веке.

Формирование институциональной структуры может осуществляться революционным путем: правительство создает институты, опираясь на уже известные образцы в других странах; воспроизводство образцов уже существовавших в истории страны. Основная проблема – соответствие импортируемых институтов социальным, экономическим, культурным и т. д. процессам.

Пример. Примером из российской истории может послужить период после Октябрьской революции 1917 г., когда институты нового общества формировались по образцу, представленному в теории марксизма.

В качестве примера можно представить также реформы Петра 1 как пример институциональной трансформации. Послевоенное развитие Японии, где институциональное развитие проводилось под руководством США (реорганизация семейных корпораций, распределение американской модели внутрифирменного управления и т. д.).

Процессы становления и функционирования институтов, связаны с издержками получения информации. Разновидностью информационных издержек являются трансакционные издержки.

Трансакционные издержки - издержки, связанные с передачей прав собственности в процессе обмена.

Существование трасакционных издержек определяется, во-первых, неразвитостью информационного рынка (это прежде всего относится к бывшим социалистическим и развивающимся странам) и искажением ценовых сигналов в результате монополизации современного рынка. Во-вторых, оппортунизм в поведении субъектов, а также усиление асинхронности в получении информации (использование различных источников) ведет к росту трансакционных издержек.

.

Трансакционные издержки можно классифицировать в зависимости от этапов заключения сделки.

Таблица1. Виды трансакционных издержек

Издержки до заключения сделки Издержки после заключения сделки
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере, о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка. Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или нелегальное (неформальное) оформление сделки. Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от выполнения этих условий. Издержки спецификации и защиты прав собственности включают: расходы на содержание судов, арбитража; затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и надежной защиты. Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, организованной преступности и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки.

 

Источником трансакционных издержек является так называемый трансакционный сектор: оптовая и розничная торговля, банковский сектор, операции с недвижимостью, управленческие расходы, судебные издержки, страховой сектор. Согласно расчетам Д. Норта и Дж. Уоллиса доля трансакционных издержек в США увеличилась с 26% ВНП в 1870 г. до 55% ВНП в 1970 г. Рост трансакционных издержек определяется, по мнению данных экономистов, углублением общественного разделения труда, технический прогресс на транспорте и промышленности, увеличение роли государства в экономике. Величина издержек определяется количеством участников: чем больше число участников, тем более сложен процесс согласования их действий и выше издержки.

 

Экономисты, анализируя динамику трансакционных издержек, делают следующие выводы:

1. От величины трансакционных издержек зависит способ координации, используемый в условиях современного рынка, иерархия или спонтанный порядок.

Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз из экономического центра.

Спонтанный порядок – передача информации через ценовый механизм.

2. Рост трансакционных издержек обуславливает необходимость совершенствования институциональной структуры рынка. Не зря трансакционные издержки называют “издержками эксплуатации экономической системы” (К.Дж. Эрроу).

 

Выводы, сделанные экономистами, подтверждаются эволюцией рыночной экономики. В начале 20 века усложнение экономических процессов и неспособность рынка их самостоятельно решать (см. вопрос 1 данной темы) привело к значительному росту трансакционных издержек. Это обусловило процесс изменения прав собственности и формирование наряду с частной - государственной собственности, а, следовательно, и изменение роли государства в экономике. Основная цель государственного вмешательства в экономику состоит в уменьшении рыночных недостатков и создание оптимальных условий для реализации достоинств рынка.

 

В условиях рынка государство выполняет 3 функции:

1. Обеспечение эффективности. Эта функция предполагает действия по обеспечению обороноспособности; охране окружающей среды; поддержке производственной и социальной инфраструктуры (энергетика, транспорт, образование, медицина и т.д.); защиту конкуренции (антимонопольная политика и поддержка малого и среднего бизнеса). Государство обеспечивает соответствие формальных институтов изменяющимся экономическим процессам через систему правового регулирования.

2. Обеспечение справедливости. Реализация данной функции предполагает установление гарантированного минимума оплаты труда, индексации доходов, налоговое выравнивание доходов, материальную помощь уже неработающим и еще неработающим.

3. Обеспечение стабильности. Применение данной функции предполагает борьбу с инфляцией, предотвращение экономических кружков и т.д. Осуществляется эта функция через денежно-кредитную, фискальную политику государства, промышленную и научно-техническую политику.

 

Таким образом, современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов в экономике, т. е. сформировалась смешанная экономика. В зависимости от сложившейся институциональной структуры различают модели смешанной экономики.

 

Таблица 2. Основные модели смешанной экономики

Модели Социальное рыночное хозяйство Англосаксонская модель Корпоративная экономика
Критерии
Целевая направленность государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора в экономике Достигает 30% Около 10% Незначительная
Наиболее типичные государства Германия США Япония

 

 

Роль институциональных систем велика: они могут благоприятствовать экономическому росту (система пожизненного найма и коллективизм в Японии), могут и противодействовать (партийно-идеологическая направленность экономики СССР, мафия в Италии, развитие теневой экономики и коррупции в России). Поэтому развитие соответствующей институциональной структуры в стране – необходимое условие экономического роста.

Выводы. Институты - это нормы и правила, определяющие взаимодействие между людьми. Институты многообразны; определяются экономическими, социальными, культурными процессами в стране. Совокупность институтов определяет характер и динамику экономических процессов в стране. Процессы становления и эволюции институтов определяют уровень трансакционных издержек. Их динамика – барометр, показывающий, насколько соответствует институциональная структура экономическим реалиям в обществе. Эволюция институциональной структуры рынка, обусловленная объективными процессами в экономике, проявилась в становлении смешанной экономики, объединяющей частный и государственный сектор.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под институтом? Каковы пути его развития?

2. Каковы причины институциональных изменений?

3. Назовите источники роста трансакционных издержек.

4. Что понимается под трансакционными издержками? Какова их классификация?

5. Какое влияние оказывает изменение трансакционных издержек на эволюцию экономических институтов?

 


5. Переход к рынку России: особенности и последствия

 

Причиной перехода к рынку России является кризис централизованно-управляемой экономики:

- неспособность огосударствленной экономики обеспечить экономический рост; прирост ВНП в 1950-1970 гг. составлял 5%, в 1970-1989 гг. – 2%;

- наличие скрытой безработицы: число безработных по методике МОТ составляло 5% населения;

- сверхмонополизация и деформированность экономики с крайне большой степенью милитаризации (до 50% ВНП – продукция, связанная с военными целями);

- тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рациинирование;

- отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, патерналистской психологией большинства населения;

- низкие доходы населения: доля населения, получившая доходы ниже прожиточного уровня составляла от 35 до 26%.

Основой приватизации в России была теоретическая разработка содержания и основных проблем переходного периода, осуществленная в экономической литературе:

1. Различают 3 типа переходных экономик: традиционные (страны ОПЕК, страны с низким уровнем развития), а также новые “переходные экономики” (бывшие социалистические страны и латиноамериканские страны с низким уровнем экономического роста и высокой инфляцией).

2. Разработано 2 концепции перехода к рынку: эволюционный путь развития и “шоковая терапия”.

Концепция эволюционного пути перехода к рынку предполагает:

1) Медленные и последовательные реформы.

2) Источником рыночных преообразований является государство.

3) Смягчение социальных и экономических последствий реформ.

Классическим образцом данной политики являются Венгрия и Китай (рост ВНП до 10% в год).

Шоковая терапия основана на идеях монетаризма и разработана Джеффри Саксом для практического применения в латиноамериканских странах в 80-е годы. Основные моменты данной концепции:

- одномоментная либерализация цен;

- снижение государственных расходов и ограничение роли государства;

- проведение политики замораживания зарплаты, повышение ставки банковского процента;

- быстрые сроки проведения;

- отказ от денежной эмиссии.

Классическим вариантом является Польша: рост цен в 1990 г. был 250%, через 4 года он снизился до 20-30% и переход к экономическому росту.

3. Определена основная цель переходного периода – повышение экономической эффективности. К закономерностям переходного периода относят: ограничение прямого вмешательства государства в экономику, макроэкономическую стабилизацию экономики, приватизацию и усиление открытости экономики.

Макроэкономическая стабилизация – политика, способствующая уменьшению дефицита госбюджета, отказу от денежной эмиссии, проведению эффективной денежно-кредитной, фискальной и промышленной политики.

Необходимость макроэкономической стабилизации объясняется тем, что в условиях инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на кризис. Производители будут отказываться инвестировать средства в производство, так как не могут рассчитывать на получение прибыли.

Приватизация – продажа или безвозмездная передача государственной собственности в частные руки.

Необходимость приватизации определяется тем, что по своей природе рыночные отношения требуют централизованного принятия решений, что может обеспечить частная собственность.

Закрытость советской экономики от мирового рынка явилась одной из причин отставания промышленности России. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Значение интеграции в мировую экономику является особенно актуальным в настоящее время, в связи с процессами интернационализации в мировой экономике.

 

Переход к рынку России был начат в 1992 г. Целью переходного периода являлось формирование социальной рыночной экономики.

Модель социальной рыночной экономики предполагает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

 

Основными задачами перехода к рынку России были:

1. Разгосударствование экономики, приватизация, развитие предпринимательства.

Целями приватизации в России были: формирование слоя частных собственников предпринимателей; повышение эффективности производства; создание конкурентной среды; содействие демонополизации экономики; привлечение иностранного капитала; фискальные цели приватизации. Приватизация в России прошла несколько этапов: 1) Массовая ваучерная приватизация: передача определенной доли государственной собственности жителям России. Цена ваучера была незначительна, поэтому большая часть государственной собственности была перераспределена в пользу финансовых институтов. 2) В соответствии с Законом о приватизации осуществлялось образование на основе бывших государственных предприятий акционерных обществ. Коллектив предприятия получал ряд льгот (беспланая передача части акций), балансовая стоимость оборудования была занижена. По результатам акционирования 75% акций первоначально было сосредоточено у коллектива, но в связи с почти бесплатной прадажей акций и недоверия к администрации акции продавались за бесценок внешним акционерам. 3) В 1993 г. проводилась малая приватизация (сфера услуг): продажа по конкурсу, через аукционы или посредством выкупа арендованного имущества. К 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВНП России. 4) В 1995 г. приватизация госсобственности осуществлялась через залоговые аукционы: правительство получает кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. 5) В 1997 г. принят новый закон, в соответствии с которым приватизируются не предприятия, а имущественные доли предприятий.

2. Формирование рынка и рыночной инфраструктуры, формирование мотивационного механизма развития предпринимательства.

Инфраструктура рыночной экономики – совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима и функционирования.

Рынку товаров и услуг соответствуют товарные биржи, фирмы оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы. Нормальное функционирование финансовых рынков обеспечивают банки, страховые компании, фондовые биржи. Предпринимательская деятельность предполагает использовать услуги рекламных фирм, юридических контор, аудиторов.

3. Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках централизованно-управляемой экономики.

4. Постепенное ограничение государственного контроля над ценами и переход к свободному ценообразованию.

Одномоментная либерализация цен в России произошла в 1992 году, она спровоцировала инфляцию. В 1992 году она составляла 2500%, при прогнозе 200-250%. Инфляция в России была длительной, так как не осуществлялось жесткой денежно-кредитной и фискальной политики (работал печатный станок, выдавались беспроцентные кредиты, осуществлялись неэффективные государственные расходы). Поэтому большинство экономистов считают, что в России был “шок без терапии”.

5. Проведение жесткой фискальной и денежно-кредитной политики, промышленной политики.

6. Осуществление социальной политики.

7. Либерализация внешнеэкономической деятельности.

 

В результате проводимой реформы сформировалась частная собственность как основа экономики, институты рыночной инфраструктуры; ценообразование осуществляется через взаимодействие спроса и предложения (хотя сильны монополистические тенденции), постепенно формируется модель рыночного поведения россиян, страна стала открытой.

 

В то же время в экономики проявились негативные последствия перехода к рынку:

1. В результате проведенной приватизации сформировался рентоориентированный собственник.

2. В институциональной структуре экономики отсутствует рынок земли, институт банкротства, постоянное присутствие взаимных неплатежей и бартерных операций (до 2/3 расчетов).

3. Структурная асимметричность рынка – наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг и слабость рынков капитала и труда.

4. Для микроуровня характерным является большое количество убыточных фирм (30% в промышленности и 2/3 в сельском хозяйстве), избыточная занятость в фирмах, резкое снижение выпуска и конкурентоспособности товаров.

5. Усиление диспропорциональности в экономике: отток капитала из реального сектора в финансовый, разрушение наукоемких отраслей.

6. Уровень производства упал в два раза, и доходы населения снизились в 2,5 раза, занятость уменьшилась на 20%, для экономики характерен бюджетный дефицит (30%) и государственный долг.

 

В качестве причины данных процессов экономисты называют:

1. Непродуманность программы перестройки экономики и неэффективное выполнение государством своих функций.

В России для государства является характерным: несоблюдение им же принятых “правил игры” (неплатежи по госзаказам, невыплата заработной платы бюджетникам и т.д.); принятие законов не обеспечивается механизмов их реализации; не осуществляется защита предпринимательства (особенно малого); отсутствие четко разработанной программы осуществления реформ.

2. Политическая нестабильность России и коррупция политиков.

3. Недостаточная спецификация прав собственности.

4. Криминализация экономических структур.

5. Чрезмерный монополизм в экономике.

 

Эволюция российской экономики подтверждает вывод об общих закономерностях переходной экономики. Переходный период к рынку – период, в течении которого завершается разрушение централизованно-управляемой и формируется институциональная система рыночной экономики. Основной закономерностью перехода к рынку является приватизация, в России она осуществлялась в форме ваучерной и денежной приватизации.

 

Для переходной экономики характерен трансформационный спад, который принимает угрожающий характер в России. Условием обеспечения экономического роста является повышение эффективности государственного регулирования, создание условий для реализации предпринимательской деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы общие закономерности перехода к рынку?

2. Каковы цели приватизационного процесса в России?

3. Каковы основные методы приватизации государственных предприятий?

4. Почему для перехода к рынку необходима макроэкономическая стабилизация и приватизация?

 

 


Основные выводы по теме “Основы теории рыночной экономки. Проблема перехода к рынку России”

1. Рынок является механизмом, связывающим вместе покупателя и продавца на основе добровольного обмена между ними.

2. Функционирование рынка предполагает существование частной собственности, свободного ценообразования и конкуренции.

3. Рыночный механизм имеет как достоинства, так и недостатки.

4. Основными субъектами рынка являются домохозяйство, фирма, государство.

5. Эффективность функционирования рынка определяется сложившейся институциональной системой.

6. Процессы формирования и функционирования институциональной системы предполагает существование трансакционных издержек.

7. Осуществление государством основных экономических функций позволяет снизить трансакционные издержки.

8. Переход к рынку – объективный, длительный и сложный процесс, имеющий общие закономерности и особенности в разных странах.



height:400px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="9319239531">