Две линии развития исполнительства
Нам необходимо обратить внимание на социальную сторону истории развития концертного творчества, которая непосредственно связана с эстетическими критериями. Искусство, как известно, всегда имело явно выраженный классовый характер, удовлетворяя потребности тех социальных слоев, в недрах которых оно возникало и развивалось. Возвышенное, философски насыщенное искусство было принадлежностью господствующих классов. Развитие этих видов и форм искусства основывалось на осмыслении эстетических законов, па создании художественных школ и направлений, что привело впоследствии к классическим образцам авторства и исполнительства, к понятиям профессионализма и школы.
Другая тенденция развития исполнительства — демократическая — отличалась широкой доступностью и в плане репертуара, и в смысле организации показа произведений. Бродячие артисты, балаганные труппы выступали в местах народных гуляний, во время празднеств и ярмарок. Сами исполнители, лишенные профессиональной школы, будучи, как мы бы сказали, любителями, достигали виртуозного мастерства путем практического ученичества и за счет природной одаренности. Народное искусство, естественно, не ограничивалось только веселыми скоморошескими жанрами. Эпические - устные сказы и баллады, грустные песни и романсы тоже издавна бытовали в исполнении бродячих певцов, сказителей, трубадуров, мейстерзингеров. Фабула, сюжет этих произведений, мысли и чувства, заложенные в них, были всегда понятными и близкими любому слушателю. Конечно, юмор, сатира, лирика, наделенная улыбкой, преобладали в народном концертировании, что объяснялось потребностью в разрядке, в ироническом отношении к господствующим классам, да и просто в развлечении в краткие периоды отдыха.
Надо отметить, что у «элитарных» слоев общества также не исключалась потребность в развлечениях, зрелищах, празднествах,, основанных на отрешении от сложных эстетических чувств и возвращении к простым земным радостям. Фигуры придворных шутов и скоморохов — яркое тому подтверждение. Но использование демократических, «низких» жанров развлекательного искусства на верхних ступенях иерархической лестницы сплошь да рядом приводило к уродливости их форм, приобретало характер вакханалий и изощренных оргий.