Тема 11. Особенности культуры России

 

Геополитические характеристики русской культуры. Россия между Европой и Азией и проблема поиска культурной идентичности. Общая характеристика природно-климатических условий России. Влияние географического фактора на развитие материальной культуры, хозяйственной деятельности и неравномерность экономического освоения территории России. Борьба «норманистов» и «антинорманистов» как отражение «генетической пары» (А. С. Панарин) в культурно-историческом процессе России и становлении собственно русского самосознания. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. Проблема специфики социодинамики русской культуры. Катастрофизм, жертвенность и мессианизм – «архетипическая модель» осмысления отечественной истории и культуры (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, Г. П. Федотов, С. Л. Франк, Н. Я. Данилевский, Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский и др.).

Этапы развития русской культуры. Язычество на Руси – основные черты. Славянское измерение русской культуры. Фатьяновская культура (бронзовый век – II тыс. до н. э., д. Фатьяново Ярославской губернии). Дьяковская культура – культура древних финно-угорских племен (I тыс. до н. э. – V – VI вв.). Тмутараканский камень – мраморная плита с высеченной русской надписью 1068 г. Куль-Оба (скифский курган IV в. до н. э. близ г. Керчь). Героический былинный эпос как вершина устного народного творчества.

Православие и русская православная церковь в истории отечественной культуры. Социокультурная и догматическая специфика восточно-греческой ветви христианства. Крещение Руси – момент культурно-исторического выбора. Влияние Византийской античности на древнюю Русь и византизм как принцип последующего развития отечественной культуры. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.). «Слово о полку Игореве» и древнерусская книжность. Новгородские берестяные грамоты как свидетельство развитой письменности на Руси. Города и бытовая древнерусская культура. Древнерусские иконописные школы: новгородская, псковская, московская. Русское каменное зодчество.

Самодержавие как феномен русской культуры. Внесословный характер православного типа культуры. Святые и святость Древней Руси. Государство и церковь в истории России. Идея «империи» в русской культуре. «Третий Рим» (монах Филофей) и «Новый Иерусалим» (патриарх Никон): Киев – Владимир – Москва, «Град Петра», от III Рима – до СССР. Сакрализация образа монарха в России. Царь и Бог. Харизма власти. Персонализация власти как специфическая черта русской политической культуры. «Императорский период» в истории русской церкви и его отражение в художественной культуре. Творчество А. С. Пушкина и «золотой век» русской культуры. Психологизм и «вечные ценности» в классической русской литературе (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков и др.). Феномен русской философии.

Революции и реформы в судьбе отечественной культуры. Создание Славяно-греко-латинской академии (1685 г., с 1814 г. – Московская духовная академия Троице-Сергиевской лавры). Раскол как социокультурный конфликт. Значение реформ Петра I для российской культуры. Секуляризация и обмирщение русской культуры. Развитие науки, ремесел, техники. Основание первых высших учебных заведений: Московского университета (1755 г.) и Горного института (1773 г.). Особенности русского классицизма. Проблема социальной природы интеллигенции. Различение понятий «интеллектуал» и «интеллигент». Интеллигенция, власть и народ. Феномен русского терроризма. «Серебряный век». «Искусство для искусства» – модель творческого существования. Культура как социальная потребность.

Советская культура и современная Россия. Понятие и сущность «культурной революции». Проблема внутренней и внешней эмиграции. Пролетарский интернационализм и советский мессианизм. Великая Отечественная война и ее влияние на культуру. Рост городской культуры и маргинализация масс. «Оттепель и «застой» в советской культуре. Массовая и официальная культура. Феномен диссидентства и его многообразие. «Перестройка» и идея реставрации подлинного социализма. Распад СССР и утрата общекультурного пространства. Проблема национальной и цивилизационный идентичности. Рывок от деидеологизации к реидеологизации. Поиски национальной идеи. Специфика современного российского культурного пространства. Проблема сохранения традиции и освоения новых стереотипов, социальных ролей.

 

3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ