КУЛЬТУРА КАК «ТЕКСТ»

Культура — коллективная память. Но «язык — дом бытия» (М. Хайдеггер): чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации.

1 См.: Выёотский Л.С. Собрание сочинений. Т.1. С.357; Т.2. С.24.

 

В истории сформировались два канала передачи информации. Один из них, — генетический. По другому каналу сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, единицы информации, которые английский исследователь Р.Доукинс назвал «мемами»7.

То есть, если в биологической жизни человечества накапливается генофонд, то в культурной жизни — это мемофонд, который выражен в текстах. При этом в современной европейской традиции принято рассматривать, как текст, все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами.

Приведем одно определение текста, сформулированное Р.Бартом: «Что же такое текст? ...Текст принципиально отличается от литературного произведения тем, что:

— это не эстетический продукт, а знаковая деятельность;

— это не структура, а структурообразующий процесс;

— это не пассивный объект, а работа и игра;

— это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов».

Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В такой трактовке текст выходит за рамки лингвистики. Этот феномен описан в теореме Геделя о неполноте. Это означает, что в любом языке, рассматриваемом изолированно, в любой знаковой системе заключены противоречивые основания, которые не позволяют адекватно и исчерпывающе описывать реальность. Для этого необходим «метаязык», восполняющий неполноту. Часто эту функцию выполняет язык из другой знаковой системы, хотя для культуры XX века характерно стремление к языку интегративному.

Таким образом, именно в семантическом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, а затем с помощью методов разных наук — дешифровка или раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания.