Тема 11. Культура эпохи Просвещения

Осмысление достижений 17 века. Изменение культурной парадигмы: «взгляд в себя». Примат эстетического начала. Просвещение как социокультурный феномен эпохи. Основные идеи просветителей: критика феодального общества, главенствующая роль знания и воспитания, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как 'ЧаЪша гаха", возможность различных взглядов на философию, эстетику, этику, искусство и т. д. Парадокс времени : разум – чувственность, вера – «атеизм», профессионализм – дилетантство, «плюрализм» взглядов – тоталитарность и др. Вольтер, Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо как гуманистические контрасты эпохи. Образ идеального и нормативного человека в творчестве Вольтера. Ж.-Ж. Руссо и идеал «естественного человека». Идеал просвещенного монарха Д. Дидро. Разум, чувства и воля как компоненты внутреннего мира личности. Культ автономного человека и проблема индивидуализма. Культура и цивилизация: начало противостояния в трудах просветителей.

«Энциклопедия» Д. Дидро и Ж.Л. д' Аламбера как отражение культа многознания. Салоны как особый культурный феномен. Масонство как игра и мифотворчество. Рождение рынка искусств и художественной критики.

Искусство рококо. Основные жанры: пастораль, «галантные празднества», костюмированный портрет. Возникновение безордерной архитектуры. Смена модуса жилища (городской дом, особняк, «отель»). А. Ватто и его мир поэтической мечты. Нереальность и условность происходящего в творчестве Ф. Буше и Ж. Фрагонара.

Выражение идеалов Просвещения в работах Ж.Б. Шардена и У. Хогарта. Нравственная дидактика в работах Ж.Б. Греза. Жанр философско-просветительского романа. Развитие просветительских идеалов в творчестве Д. Дидро и Д. Свифта. Театр как центр просвещения (Вольтер, Д. Дидро, Бомарше, Ф. Шиллер, И. Гете, Г.Э. Лессинг).

Эпоха Великой Французской революции. Черты революционной культуры: лозунг «Свобода. Равенство. Братство», негативное отношение к церкви, сакрализация понятия «гражданин», новое отношение к нации и др. Культура террора (отмирание суда, падение ценности жизни и др.). Рождение тоталитаризма. Бинарность французской культуры и реализация социальных идей просветителей как причины начала и конца Великой Французской революции. Незавершенность социального эксперимента.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему 18 век получил название эпохи Просвещения?

2. Было ли Просвещение эпохой разума?

3. Как просветители понимали человеческую природу?

4. В чем заключается идеал «естественного человека» у Ж.Ж. Руссо?

5. Что вкладывал в идеал «просвещенного монарха» Д. Дидро?

6. Почему просветители уделяли много внимания созданию педагогических систем?

7. Каковы основные идеи литературы и искусства эпохи Просвещения?

8. Перечислите отличительные черты искусства рококо.

9. Почему архетипом искусства рококо можно назвать «раковину»?

10. Определите специфику английской живописи 18 века.

11. Под лозунгом каких идей свершилась Великая Французская революция?

12. Чьи интересы отражала революция?

13. Каковы реальные итоги революции?

 

Основная литература: (1, 2, 3).

Дополнительная литература: (41–43).