А. Христианство как основной элемент средневековой культуры.

Эпоха средневековья продолжалась в Европе с IV по ХIV века. Основная идея, лежащая в основе данной культуры, – интуиция абсолютного творческого субъекта. Этим субъектом явился Бог. Бог определяет все элементы культуры: для науки он есть истина; для искусства – прекрасное, точнее, источник красоты; для нравственности – абсолютное добро. Данная идея в средневековой культуре существует религиозно, как предмет веры, поэтому ее принято называть "интуицией".

Средневековая религия сформировалась в опоре на мистическую интуицию "встречи с Богом" в образе богочеловека Иисуса Христа. Религию эту называют «христианством». Христианская религия является более совершенным образцом иудейской религиозной традиции, связанной с единобожием. Христиане верят в единого Бога-творца, источника положительных ценностей, вызвавшего мир из небытия словом своим. Но к древнейшему священному тексту ("Ветхому завету") христиане добавляют "Новый завет", т.е. проповедь Иисуса Христа. Опираясь на "Новый завет" христианская религия по-новому четко и ясно определила смысл человеческой жизни. Он состоит в подражании Богу, в уподоблении Богочеловеку Иисусу Христу. Определив смысл жизни, христианство дало человеку надежду, связанную с Царством Божьим и воскрешением праведников. В связи со сказанным, главный праздник христианского мира – пасха, празднование чуда воскрешения богочеловека Иисуса Христа.

Христианство изменило древний мир, изменило жизнь народов Римской империи. Немаловажно, что христианство отказывается от националистического момента, который, несомненно, присутствует в иудаизме – идеи богом избранного народа, т.е. иудеев. Перед Богом, согласно христианству, все равны. Также христиане отказываются от иудейской идеи установления Царства Божьего, то есть Израиля, на Земле. Бог, согласно христианству, создаст это царство в будущем, для праведников. На первое место в качестве высшей ценности христиане ставят свободу. "Человек есть образ и подобие Бога, - считают они, - и этот образ Его в человеке – свобода". Во многом благодаря данному общечеловеческому элементу вероучения христианство постепенно завоевывает умы и сердца народов Римской империи. Но идея свободы, делающая рабство незаконным в глазах Бога, способствует кризису римского политического принципа, который Рим так и не смог преодолеть.

Христианство идейно объединило народы древнего мира. В связи с историческими событиями, происшедшими в Западной Европе и разрушившими Римскую империю, на первое место в истории Европы выходят германские народы, весьма далекие от передовой цивилизации. Здесь христианская религия становится, фактически, единственным элементом духовной культуры. Другие ее элементы, по существу, либо отсутствовали (наука), либо были "подчинены" религиозному миросозерцанию (философия, серьезное искусство). Народами в первый период средневековья правили неграмотные императоры, окруженные необразованной знатью. Духовная жизнь сохранилась лишь в церкви. В качестве очагов культуры следует назвать монастыри, где существовала грамотность и происходила кропотливая работа по созданию новой культуры, опирающейся на христианскую религию. В монастырях изучались древние книги, осмысливалась языческая литература, но главным предметом изучения, главной книгой была «Библия», т.е. Слово Божие. В конце концов, долгая духовная работа монастырей принесла свои плоды, предопределив расцвет культуры в эпоху позднего средневековья.