Тема 5. Древняя Греция

Определение античности. Хронологические и территориальные рамки древнегреческой культуры. Археологические открытия Генриха Шлимана и переворот во взглядах на историю Греции.

Территория и первое население Греции. Эгейский мир и крито-микенская культура. Археологические раскопки Эванса на Крите. Современная наука о культуре Крита. Кносский дворец. Мифы о Миносе, Минотавре, лабиринте. Дворцовая цивилизация: основные занятия, общественные и политические отношения, развивающиеся формы культуры. Письменность Крита и Микен и расшифровка одного из видов письменности (линейного письма Б). Дворцовые хозяйства Крита и городов микенского типа.

Микены. Роль Г. Шлимана в открытии этой культуры. Микенская культура и ее отличие от культуры Крита. Сведения о гибели микенской культуры.

Культура Греции. Истоки и основные этапы ее развития. Гомеровский период. Греческая колонизация. Подъем культуры в архаический период. Классический период греческой культуры. Эллинистический период и его особенности.

Религия. Политеизм и пантеизм греков. Рождение космоса из хаоса, традиционные представления о нем и три поколения греческих богов. Кто такие олимпийские боги. Отношение к религии в эпоху архаики и классики. Рационализм вытесняет религию.

Искусство. Народные традиции в греческом искусстве. Рождение театра в Греции и его особенности. Литература Греции, представленная именами выдающихся трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида.

Школы и центры греческого искусства. Вазопись (чернофигурные и краснофигурные вазы). Канон древнегреческого искусства. Греческая скульптура и ее высочайшие образцы. Творчество Мирона, Фидия, Поликлета, Полигнота, Левкипа, Лисиппа и др. Развитие архитектуры в архаический, классический и эллинистический периоды. Ордерная система греческой архитектуры. Завершение искусства Греции и обращение его к иным, не свойственным ему чертам в эпоху эллинизма.

Рассматривая античную культуру, следует иметь в виду, что она отличается от ранних культур прежде всего своим мышлением. Если в Египте, в Месопотамии мы говорим о господстве мифологического сознания, то теперь, по определению К. Ясперса, наступает так называемое «осевое время» (между 800 и 200 гг. до н. э.). В Древней Греции, Китае, Индии, Персии, Палестине возникают духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует и сегодня.

В Греции начинают отчетливо проявляться и обретают самостоятельность пока не все, но некоторые весьма важные формы культуры: литература, включающая мифологию, эпос, трагедию, религия, философия. Рождается греческий театр. Римская культура продолжает и развивает эти традиции, но вносит и свой вклад. Самостоятельную жизнь обретает право, в лоне греческой и римской философии рождаются идеи новой, не языческой, а монотеистической религии – христианства.