Тема 3. Древний Египет

Социально-культурные последствия неолитической революции. Причины возникновения на Востоке первых Великих культур древности. Складывание авторитарного института наследственной власти вождя-царя.

История открытия египетской культуры. Знания о Египте в Европе XVIII в. Военная экспедиция Наполеона в Египет и ее последствия для науки. Роль Франсуа Шампольона в расшифровке древнеегипетской письменности. Успехи египтологии к началу ХХ столетия.

Основные этапы истории Египта. Египетское общество в IV тыс. до н. э. до объединения всех земель под властью фараона Менеса. Особенности хозяйственной и политической жизни египтян. Культ фараона. Древнее царство. История Среднего царства. Основные вехи исторического развития Нового и Позднего царств.

Культура Египта. Особенности египетской мифологии. Космологические мифы и картина мира, представленная в них. Мифологическое сознание египтян на примере мифов об Осирисе, о боге Ра и др.

Религия египтян. Религиозные центры и связанные с их существованием особенности религиозной жизни населения страны. Политеизм и пантеизм религии Египта. Культ мертвых. Пантеон богов, представления о человеке, его душе, предназначении, о жизни и смерти. Попытка реформировать религию в эпоху Нового царства. Последствия религиозной реформы Эхнатона.

Искусство Египта и его связь с культом мертвых. Древнеегипетский канон. Развитие архитектуры и строительства на примере наиболее известных храмов Луксора и Карнака. Пирамиды и гробницы Египта. Успехи египтян в области развития скульптурного портрета. Искусство Амарны и его особенности.

Научные знания в Египте. Достижения египетской медицины. Развитие математики. Египетская астроном

При изучении данной темы следует обратить внимание на то, что египетская культура была одной из первых, ранних или, как отмечал, в частности, русский культуролог Н. Я. Данилевский, подготовительной культурой. Безусловно, она уже во многом отличается от первобытной, но в ней еще четко не выделены отдельные формы культуры, и мифология, религия, искусство, научные знания весьма тесно переплетаются с бытом людей.

Как отмечал К. Ясперс, это время по-прежнему характеризуется существованием мифологического сознания со всеми его особенностями.