В Петровскую эпоху

 

Воцарение Петра I и его реформаторская деятельность привели к окончательному разрушению культуры – веры, дали грандиозный импульс развития светской культуры (образования, архитектуры, музыки, литературы, театра).

Петровскую эпоху, саму личность императора и проводимые им реформы трудно оценить однозначно. Сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и поэтому оправданным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, так как они могли привести к утрате Россией своей государственной независимости, а значит, и к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост, позволили значительно расширить территорию государства, Россия получила статус балтийской и черноморской державы, в ней возникли новые крупные города – Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Одесса и другие. Высокий военный и экономический потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на международные дела. В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

На Западе эпоха Просвещения является временем исчезновения феодальных отношений и утверждения буржуазных ценностей. В XVIII веке в России крепостное право только усиливается и достигает своего апогея. Социальное положение дворянства меняется в сторону Запада, а крестьянства – в сторону Востока, в сторону окончательного порабощения, то есть все процессы в России и на Западе идут в прямо противоположные стороны.

Установившаяся еще в XV – XVI вв. система государственно-правовой собственности, политического и экономического бесправия сословий в отношении государства и его институтов расцветает в правление Петра I: все порабощены, кроме одного императора, который фактически деспот восточного типа. Полнейший произвол – основной принцип петровской политики. Другими словами, сама природа самодержавия в России сохраняла принципы авторитаризма и деспотии.

XVIII век – это время, когда в России происходит окончательная дифференциация культуры не только по горизонтали (Запад – Восток), но и по вертикали: дворянская и крестьянская культура. Закладывается исключительная многоукладность русской культуры, ее развитие определяют два разнонаправленных процесса: классицизм и сентиментализм. Русский классицизм основывается на приоритете государственности (А.Д. Кантемир, М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский), а русский сентиментализм – на приоритете личности (А.Н.Радищев).

Культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Однако некоторые преобразования затронули все общество. Так, по указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это принято в европейских странах. Правда, Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу установилась и новая традиция – торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

В целом петровская эпоха подготовила невиданный взлет и расцвет русской культуры и то явление, которое получило название «золотой век русской культуры». Этим веком стал XIX век.