Культура как средство и культура как цель

Развитие человеческой деятельности подчиняется закону оборачивания средств в цели. Культура возникла в ходе антропогенеза как особая форма передачи и сохранения опыта, с помощью которой обеспечивалась возможность выживания. Целью было сохранение рода, а культура выступала как средство достижения цели. В дальнейшем в сфере культуры сосредоточивается все больше людских ресурсов и человеческих сил. Культура приобретает самозначимость и превращается из средства в цель.

Но и после превращения в особую, самоценную форму деятельности культура продолжает выполнять свои социальные функции: адаптивную, интегративную, коммуникативную и др. Культура остается информационно-семиотической системой, коллективным интеллектом общества.

Культура как ценностно-смысловая система

Человеческая деятельность всегда обусловлена смыслом, направляется им. Смысл – это содержание человеческого бытия, его ценностные характеристики, основа мыслей, чувств и деяний человека. Он может выражаться осознанно и рационально, а может существовать и реализовываться бессознательно. Смыслы могут быть индивидуальными и общезначимыми, едиными для многих людей. Именно такие смыслы образуют мир культуры. Таким образом, культура предстает как система смыслов.

С течением времени некоторые культурные смыслы могут утрачиваться, соответственно, изменяются или исчезают те формы культуры, в которых они находили выражение. Сохранение и актуальность культурных форм и смыслов отражено в понятии «ценность».

Категория «ценность» отражает позитивную значимость культурных явлений и смыслов для человека и общества. Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре. Ценности соотнесены с интересами и потребностями человека и общества. В ценностях проявляются представления человека о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о долге, чести, справедливости и т.д. Ценность – это представление о желательном.

Исследователи выделяют различные типы ценностей: материальные, витальные, социальные, политические, нравственные, религиозные, художественно-эстетические.

Ввиду сложности социокультурной жизни человека ценности обычно существуют в виде комплекса, подвижной системы, и образуют определенную иерархию. Каждое общество создает свою систему ценностей, со своей иерархией. Усвоение этой системы индивидом – необходимая основа общественной жизни человека, становления личности.

Литература:

1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2005. - с. 12-33.

2. Культурологиия /Под ред Г. Драча. – Р-н/Д, 2000.