Биологическое направление в социальной философии. Фрейдизм и неофрейдизм

Речь идет о концепциях Зигмунда Фрейда и его последователей. Их концепции можно отнести к так называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется прежде всего роль соц. связей и отношений в поведении и деятельности людей. Движущие силы поведения индивида усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека. В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд писал, что энергия сексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит выход и применение в других областях. Фрейд наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами, выделил инстинкты разрушения и смерти. Борьба этих инстинктов проявляется в поведении человека и его деятельности. В конечном счете борьба инстинктов жизни и смерти, определяет, по Фрейду, хозяйственное развитие человека, общества и его культуры.

Идеи Фрейда получили развитие в трудах его последователей. Так, А.Адлер перенес акцент с сексуально-бессознательного стремления на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей.

Карл Юнг развил учение о коллективном бессознательном, определяющим социальное поведение людей. По Юнгу, коллективное бессознательное – это совокупность архетипов, которые характеризуются как коренящиеся в глубинах психики людей их неосознанные коллективные мотивы, представления и т.д. Юнг подчеркивал, что коллективное бессознательное наследуется, а не развивается индивидуально.

Представители психокультурного фрейдизма Карен Хорни и Эрик Фромм признавая роль подсознательного в поведении людей, обосновывают роль в этом социальных факторов, в т.ч. соц. связей и отношений между людьми.

Так, Фромм указывает на большую роль в формировании личности таких факторов, как усвоение ею материальных и духовных ценностей, а также включение ее в отношения с другими людьми.

Своеобразное развитие получило учение Фрейда в направлении фрейдо-марксизм. Оно представляет собой эклектическое соединение учения Фрейда и Маркса. Представители: Герберт Маркузе и Вильгельм Райх. Они, как и другие фрейдо-марксисты, объявляют борьбу бессознательных инстинктов и влечений основным фактором, определяющим поведение человека и развитие общества. Особое место они уделяли сексуальным влечениям.

Фрейдо-марксисты подчеркивали репрессивное воздействие культуры на жизненные потребности и влечения людей. Маркузе развивал идеи о виновности культуры в страданиях людей, подавлении их стремления к счастью как к наслаждению жизнью. В этом заключается основная репрессия цивилизации, направленная на подавление первичных биологических инстинктоп

Такой подход эклектически соединяется с марксистским учением о соц. природе человека. Развитие общества, в частности, объясняется процессом превращения энергии влечений в общественно полезную энергию труда. Политические отношения также формируются под влиянием сексуальной энергии людей.

Фрейдо-марксисты подчеркивали ее репрессивное воздействие на жизненные потребности и влечения людей. Маркузе развивал идеи о виновности культуры в страдании людей, подавлении их стремления к счастью, как к наслаждению жизнью. В этом заключается основная репрессия цивилизации, направленная на подавление первичных биологических инстинктов. Маркузе говорит также о дополнительной репрессии по отношению к человеку со стороны социально-политических и государственно-правовых институтов.