Гуманистическая направленность античной культуры

космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только мир, Вселенная, но

и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее хаосу утверждались эстетические категории – красота и мера.

Мера едина и неделима, она –характеристика совершенства. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому для греков одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии;

наличие канона – совокупности правил, определяющие идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры Теоретиком пропорций был Поликлет, автор труда «Канон». Идеал, к которому должен стремится человек – калокагасия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм – обращенность к человеку. Космос постоянно соотносится с человеком, о чем писал Протагор: «Человек – мера всех вещей». Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека;

состязательность как одна из черт, которая характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и т.д. Первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э., были популярны Дельфийские, Немейские, Истмийские игры;

древние греки создали принципиально новый тип цивилизации – рыночную экономику основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического государства и свободном развитии личности. Политически античная цивилизация начинается с полиса, экономически – с агоры, лимен (порта) и деревни;тема свободы – это сердцевина смысла греческой культуры. Самым своеобразно- греческим в трактовке свободы было отождествление ее с самодостаточностью и самодавлением.