Культура — это совокупность человеческих достижений.

Это то, что создано разумом и руками человека. Река — это

природа, мост через реку — культура. Стон — это природа,

человеческая речь — культура. Водопады — это природа,

электростанции — это культура. Камень — это природа,

топор — это культура. Кусок железа — природа, плуг —

культура.

Особенно быстро подчинение природы человеком проходило

в европейских странах. Уже более тысячи лет (с IX века) ев-

ропейцы, можно сказать, выжимают соки из природы: они

распахивали большие участки земли и, получив 2-3 урожая,

истощив землю, бросали ее, вырубали и выжигали леса под

новые поля. Они хотели от природы только брать и брать, пол-

ностью поставив ее себе на службу. Изменение отношений

между природой и человеком заметно, в частности, по тому,

как постепенно менялся облик календарей. До IX в. на кален-

дарях рисовали просто человеческие фигурки. А затем на них

появились изображения людей, занятых разным трудом: па-

харя, жнеца, лесоруба. Человек и природа здесь уже разъеди-

нены. Человек рубит лес, он покоряет природу. Изобретя раз-

личные механизмы и машины, он почувствовал себя в роли ее

властелина.

Европейцы издавна стремились раскрыть тайны природы, узнать

ее законы и подчинить ее себе. Они не столько любуются кра-

сотой природы, сколько пытаются ее исследовать. Их отноше-

ние к природе чем-то напоминает поведение ребенка, кото-

рый взял в руки новую игрушку. Она красивая и загадочная.

Можно, разумеется, восхищаться ею. Но неплохо бы заглянуть,

что у нее внутри. И дитя начинает разбирать игрушку, разла-

мывать ее, вытаскивать пружину, вату....

80 Глава V. Природа и культура

Другой ребенок отрывает мухе крылышки. Ведь интересно знать, .

как поведет себя насекомое, если его лишить крыльев. Ясное де-

ло, она уже не полетит. Но это надо еще проверить, проследить...

Это, разумеется, жестоко. Но не случайно Фрэнсис Бэкон, анг-

лийский философ, сравнил ученого с палачом, который выведы-

вает тайны у природы. Вместе с тем складывалось и иное миро-

воззрение: опасливое отношение к насилию над природой.

Тот же Бэкон констатировал: поистине, если «чудом» мы называ-

ем власть над природой, то оно, это чудо, всего более являет

себя в бедствиях. Согласно Блёзу Паскалю, природа повторяет

себя: зерно, брошенное в тучную землю, плодоносит; мысль,

посеянная в восприимчивый ум, также плодоносит. Все созда-

но великим Творцом: корни, ветви, плоды...

Французский социолог Шарль Монтескье писал: «Природа дейст-

вует всегда медленно и, если можно так выразиться, бережно:

ее действия никогда не бывают насильственны. Даже в своих

продуктах она требует умеренности; поступает по правилам

и соразмерно; если ее понуждают, она скоро истощается и всю

оставшуюся силу употребляет на то, чтобы сохранить себя,

совершенно теряя при этом свою продуктивную способность

и творческую мощь...»