Глава 4 (Основные культурологические концепции).

Первое представление человека о культуре прослеживается ещё в первобытных мифах, хотя сам термин «культура» появился гораздо позже. Необходимо принять во внимание, что корень слова «культ», что означает поклонение, почитание, почет.

Культурологические концепции складывались при попытке упорядочить разнообразные разрозненные сведения о культуре в единую целостную картину.

В конце ХIХ в. В европейских странах были основаны кафедры в университетах и даже созданы целые институты, главной задачей которых было изучение культур в историческом и структурно- функциональном аспектах. Все они опирались в своих исследованиях на описание различных сторон жизни и быта многочисленных народов прошлого и настоящего Земли.

Появление различных центров по изучению культур привело к формированию различных концепций, или подходов к культурному развитию человечества. Иногда исследователи называют концепцию в изучении культуры направлениями, но бы будем придерживаться одного принципа определений и называть какой-либо характерный повод к изучению культуры концепций. Название «направление» сохраним за убеждениями ученых, основанными на оптимистическом или пессимистическом взгляде на развитие культуры. Здесь будут даны определения концепций и их краткое описание. Подробно теории развития культуры различных исследователей будут разнооразны при описании культурологических школ с указание концепции и направления, которым следовал тот или иной ученый.

Эволюционная концепция культуры. Первые концепции культуры появились на основе эволюционного мировоззрения. Они и вносят название «эволюционистские концепции культуры».

Основные черты эволюционистского подхода – идея единства человеческого рода и единообразия развития культур, прямая однолинейность этого развития.

Так как некоторых самых известных представителей этой концепции можно определенно отнести к какой-либо культурологической школе.

До начала ХХ в. эволюционизм сохранял доминирующие положение в культурологи.

Эволюционный подход к изучению культуры возродил Л.А. Уайт (1990-1975). Он первый и ввел в науку термин «культурология»

В противовес историческому м функциональному способу исследований социокультурных явлений. Л. Уайт утверждал принцип эволюционизма.

Функционалистская концепция культурного развития.

Смысл функционального подхода к изучению культуры отражается в его названии: культур рассматривается как целостное образование, состоящее из элементов частей.

Приверженцы функционалистской концепции не проявили интереса к историческим изменениям культур.

Предметом изучения фунуциональстской концепции были «примитивные» культуры. В рамках этих исследований более остро был поставлен вопрос о дальнейшей судьбе «примитивных» культур.

Большое влияние на становление этой концепции оказывали эволюционисты Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.