Образование
Если функцию воспитания церковь делила с некоторыми другими социальными институтами, то образование в течение первых нескольких веков существования феодализма полностью находилось только в ее ведении. Основным типом учебных заведений были церковные школы: приходские, кафедральные, или соборные, монастырские.
Образование заключалось в том, чтобы усвоить определенную сумму знаний религиозного содержания. Главными его ценностями являлись: с количественной стороны — большой объем знаний, с качественной — полное соответствие содержания знаний установленным церковью образцам, отсутствие всякого рода еретических примесей. В число ценностей образования не включались ни способность к поиску новых знаний, ни умение приложить полученные знания на практике, ни тем более склонность к критическому анализу изучаемого материала.
Соответственно нормой в процессе образования, как и воспитания, являлась авторитарность, с той разницей, что воспитатель своим авторитетом подавлял волю воспитуемого, а учитель — разум, способность к критическому мышлению. Отсюда понятно, почему основной, ведущей формой, с помощью которой осуществляется процесс образования, была нескончаемая зубрежка, механическое запоминание религиозных текстов, воспроизводить которые требовалось с максимальной точностью.
Но потребности практики уже в рамках средневековья вызвали к жизни и другой тип образования — городские бюргеровские школы. В них сыновья состоятельных горожан на родном языке обучались сугубо практическим вещам, т. е. умению вести хозяйство.
В ХII в. в Европе возникают университеты. Среди дисциплин, преподававшихся в них по-прежнему большое место занимало богословие, но наряду с ним стала развиваться и философия, а под ее эгидой и естественные науки.
Таким образом, церковное образование, с одной стороны, и бюргеровские школы и университеты — с другой, отражали в области образования то противоречие, которое свойственно всей средневековой культуре, — между земным и божественным, между потусторонним и посюсторонним, между верой и знанием.