Концепция социального сотрудничества и концепции социальной борьбы.
Социальное взаимодействие (social interaction) - это устойчивое выполнение определённых действий, которые направлены на партнёра для ответной реакции с его стороны. Если сказать иначе, то социальное взаимодействие – это процесс, благодаря которому люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Таким образом, появляются новые социальные отношения. Например, одни действия человека относятся к общению с другими людьми, их целями и интересами, приводят к обмену информации; другие же действия человека лишены этого и ограничиваются его внутренним миром. Первые действия называются социальными действиями. Ведь они порождают социальное взаимодействие. В истории социологии описывали структуру взаимодействия несколькими попытками. Теория действия получила большое распространение. В таком случае, происходило описание индивидуального акта действие. Существует огромное количество социальных теорий.
Итак, три основные концепции:
Первая концепция социального обмена Дж. Хоманса, которая характеризует взаимодействие как обмен нематериальными и материальными ценностями.
Вторая концепция – символический интеракционизм – диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, а также пытаются объяснить действия других людей.
И последняя концепция, когда люди управляют своими впечатлениями и исполняют свои «партии».
Концепции социального партнерства обращают внимание на существование в современном обществе двух принципов регулирования общественной жизни:
1) на контроль за экономическим, политическим и социальным развитием со стороны государственных институтов;
2) на аккумуляцию позитивных для гражданского общества изменений и упрочение социальных структур, призванных обеспечить формирование “государства всеобщего благоденствия”.
Концепция социального конфликта Марксаи его последователей
Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883). По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые «антагонистические общественно-экономические формации». В коммунистическом обществе, основанном на общественной собственности, исчезнут антагонистические противоречия, конфликты. Тем самым будет окончена предыстория человечества и начнется его подлинная история.
Последователи Маркса в России, В. И. Ленин у другие, полагали, что острые социальные противоречия исчезнут уже при социализме, на первой, низшей фазе коммунизма. В советской философии это положение признавалось бесспорным, провозглашалось, что «с построением развитого социализма перерастание неантагонистических противоречий в антагонистические становится объективно невозможным.»
Однако, несмотря на плодотворность идей о природе конфликта, высказанных классической философией, в изучении сущности конфликта вплоть до конца XIX в. имелись существенные недостатки:
1.конфликты рассматривались лишь в самом общем плане, в связи с философскими категориями противоречий и борьбы, добра и зла, как всеобщее свойство не только социального, но и природного бытия;
2.специфика социальных конфликтов в целом не исследовалась, давалось лишь описание отдельных видов социальных конфликтов: в экономике, политике, культуре, психике;
3.исследовались преимущественно лишь конфликты макро – уровня, между классами, нациями, государствами, а конфликты в малых группах, внутриличностные конфликты оставались вне поля зрения ученых;
4.общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, в связи с чем не было и самостоятельной теории конфликта, а следовательно, и конфликтологии как науки.
В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и психологии.