КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К НАУКЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ: ТЕОРИЯ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема I: ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

1.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К НАУКЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ: ТЕОРИЯ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ,

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

§ 1.1.1. Предмет и методы науки о менеджменте

§ 1.1.2. Теория менеджмента: сущность, содержание, проблемы

1.2. ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

§ 1.2.1. Истоки научного менеджмента

§ 1.2.2. Классическая школа научного менеджмента

§ 1.2.3. Бихевиоризм и школа человеческих отношений

1.3. МИССИЯ И ЦЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

§ 1.3.1. Миссия организации

§ 1.3.2. Цели организации

1.4. САМОУПРАВЛЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

Контрольные вопросы

Задания для самостоятельной работы

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К НАУКЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ: ТЕОРИЯ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

§ 1.1.1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ НАУКИ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

Любая наука состоятельна, если она имеет свои предмет, опирается на стройную теорию и базируется на методологии познания, доведённой до конкретных подходов и методик. Основой науки о менеджменте является её теория, поэтому правомерно науку о менеджменте рассматривать, прежде всего, через предмет теории менеджмента. Он определяется комплексом управленческих отношений работников, подразделений, организаций как по вертикали, так и по горизонтали иерархии как во внутренней, так и во внешней среде (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Система менеджмента в организации

Традиционно отношения управления рассматривают как воздействие субъекта на объект. Вместе с тем, объект находится в тесном взаимодействии с субъектом и не только реагирует на воздействие последнего, но и сам воздействует на субъект управления по принципу «мудростью тоже надо управлять». Важно подчеркнуть, что работник в процессе труда вступает не только в отношения управления, но и в целую палитру самых разнообразных формальных и неформальных отношений: экономических, правовых, социальных, политических, национальных и др. Эти отношения складываются по горизонтали: «работник-работник»; по вертикали: «подчинённый-начальник-подчинённый»; по диагонали разных уровней внутренней и внешней среды. Разумеется, что формы, иерархия и особенности управленческих отношений зависят от формы собственности организации.

Власть и влияние в организации — атрибуты воздействия на работника или группу работников (формальную или неформальную) как на элементы организации. Власть в организации определяется, прежде всего, правами владения, пользования и распоряжения принадлежащим организации имуществом. Это — власть хозяина. Очевидно, что нельзя воздействовать с целью изменения принадлежности, расположения, состояния, свойства или формы на то, что субъекту воздействия не принадлежит. В соответствии с нормами гражданского права как учредители, так и участники или члены одних организаций утрачивают право на имущество (а соответственно, и возможность воздействовать на него и на то, что с ним связано), переданное ими в собственность других организаций.

По мере углубления разделения общественного труда и роста концентрируемого в одних руках капитала владельцы имущества оказываются уже не в состоянии квалифицированно справляться с решением усложняющихся проблем и вынуждены обращаться к услугам наёмных сотрудников — профессиональных управляющих. Так возникает власть административная, легитимность которой подтверждается нормативно-правовыми актами, устанавливающими права, обязанности и ответственность должностного лица. Причём по мере роста организации, выражающегося прежде всего в увеличении её штата, возрастает значение контрольной функции за поведением персонала. Аналогичным образом по мере все большей специализации труда работников организации усиливается потребность в координации их действий.

В социальной организации под влиянием понимаются изменения, которые действия одного индивида — члена организации вызывают в поведении другого. Чем выше руководящий пост, чем больше ответственности, тем должно быть и больше прав, тем шире властные полномочия. Власть даёт возможность ставить цели и за­дачи, контролировать их достижение, распределять необходимые для них ресурсы. В рамках предоставленных полномочий менеджер, неся ответственность за порученный ему участок работы, вправе давать указания и распоряжения занятым на нем работникам. В противном случае он не может отвечать перед вышестоящим управляющим, владельцем или акционерами за направление деятельности ком­пании, вверенное его руководству. Характер реализации властных полномочий обусловлен особенностями восприятия подчинёнными начальника и применяе­мыми им методами воздействия. В связи с этим различают власть, основанную на убеждении, традиции, принуждении, вознаграждении, примере руководства. Но на работниках, а в конечном счёте и на положении дел в организации, сказываются не только воздействия, исходящие от лиц, наделённых властными полномочия­ми, но и влияние, каким пользуются наиболее авторитетные и уважаемые люди организации. Это — влияние лидеров, механизм которого может быть различен в зависимости от типа лидерства. Если власть — атрибут формальной организации

и воздействие, исходящее от неё, основывается на правах (властных полномочиях), то авторитет — атрибут неформальной организации и воздействие, исходящее от ), основывается на харизме. Для усиления управляющего воздействия менеджера, реализуемого по официальным каналам, рекомендуется дополнять его неформальным влиянием лидера, т. е. целесообразно объединять функции формального и неформального лидера.

Что касается методов теории менеджмента, то здесь можно обозначить комплекс подходов, приёмов, способов изучения и познания интересующих нас аспектов науки менеджмента.

Методы исследования и решения проблем представляют совокупность общенаучных подходов и методов (системный подход, комплексный подход, моделирование, эксперимент), а также индивидуальные и групповые методы, используемые при анализе и решении управленческих проблем (функционально-стоимостной анализ, метод экспертных оценок, метод «Дельфи», расчётно-аналитические методы и др.).

Изучение дисциплины «Менеджмент» будет полезным и результативным, если вам удастся освоить её с позиций общеметодологических подходов познания. Это поможет и при изучении других экономико-управленческих дисциплин. Остановимся подробнее на основных терминах, методах и подходах познания.

Как в обыденной жизни, так и в научной литературе часто используется слово «подход». В качестве научного термина он встречается в сочетании с определениями: системный, комплексный, аспектный, научный, дифференцированный, индивидуальный, вероятностный, ситуационный и др. В общем случае «подход» есть методологическая установка субъекта (аналитика, проектировщика, менеджера, политика, организатора и т. д.) на определённый порядок и/или способ действия в соответствии с исходной, принятой или нормативной моделью (представлением, суждением, классификацией, восприятием ситуации, пониманием сути задачи п.). Рассмотрим основные методологические подходы.

Комплексный подход— способ решения проблем управления, при котором объект, проблема или задача рассматривается с различных и взаимосвязанных точек зрения: экономической, организационной, технической, социальной, правовой:, экологической и т. п. Так, изучая общий менеджмент, мы не можем абстрагироваться и не учитывать разнонаправленность и комплексность менеджмента. Применение комплексного подхода предусматривает привлечение специалистов различного профиля, использование форм кооперации и интеграции их деятельности при разработке управленческих решений.

Системный подход:

• Общенаучный метод исследования, разработанный в теории систем, при котором изучаемый объект рассматривается как единое целое. Основное внимание уделяется взаимодействию между подсистемами и элементами системы, в результате которого возникает синергетический эффект, а также взаимосвязь системы с внешней средой и взаимодействие с её частью — деловой средой.

• Метод решения сложных управленческих проблем, в котором учитываются взаимосвязи между проблемой в целом и отдельными её элементами, а также влияние ожидаемого результата на все взаимосвязанные части системы.

Методы групповых решений— подходы, используемые группой на стадии формулирования проблемы, разработки альтернатив, выбора решения. Данные методы способствуют генерации идей, разработке альтернатив, увеличению сум­мы знаний о проблеме и лучшему её пониманию, что повышает эффективность решений. Наиболее известные методы групповых решений — «Адвокат дьявола», «Многосторонняя защита», «Мозговая атака», «Морфологический анализ», метод синектики (мозгового штурма), метод номинальной группы и др.

Методы оптимизацииуправленческих решений — способы, используемые при выборе решения, обеспечивающего получение максимального или минимального значения выбранного критерия: максимальной прибыли, дохода, лучшего качества, минимальных затрат, цены, сроков и т. п. К решению управленческих проблем часто применяют экономико-математические методы, которые позволяют использовать в качестве критерия выбора целевую функцию (максимум прибыли, доходов, производительности; минимум затрат, потерь от брака и др.).

Для оценки вариантов слабо структурированных решений применяют систему взвешенных критериев.

Методы принятия управленческихрешений — способы, позволяющие осуще­ствить выбор окончательного решения. В управлении организацией используются индивидуальные и групповые методы принятия решений: метод номинальной группы, планирования согласия, «Дельфи», опытный, интуитивный, методы экс­пертных оценок, функционально-стоимостного анализа и др.

Ретроспективныйподход. Следует отметить, что ретроспективный подход мало изучен не только в менеджменте, но и в других науках, часто его путают с историческим подходом. Ретроспективный подход призван давать представление об организации с исторической точки зрения, в развитии её характеристик во времени. Здесь мы имеем дело с выявлением имеющихся исторических тенденций в развитии организации, а историческая предопределённость оказывает существен­ное влияние на настоящее и будущее.

'Рис.1.2. Предмет и методы исследования теории менеджмента

Метод прогнозированияпозволяет сформировать наши представления о возможных состояниях, предоставляет множество способов прогнозирования, в том числе математических. Самым распространённым считается метод экстраполяции, когда на основании существующих состояний объекта выявляется тенденция, позволяющая представить его состояние в будущем. Наиболее строгим подходом можно считать метод математической индукции. Таким образом, прогнозировать состояние организаций необходимо сочетаниями различных методов с широким использованием экспертных оценок, о чем пойдёт речь в следующих главах.

Социологические методы,используя различные способы изучения общественного мнения, позволяют нам говорить о состоянии организаций, росте или падении их влияния, популярности и известности. Социологические методы играют важнейшую роль в обеспечении обратной связи при осуществлении процесса управления и реализации контрольной функции управления.

Сравнительный анализ (метод аналогии)призван выявлять характерные особенности конкретной организации в сравнении с аналогичными или похожими объёмами. Важную роль сравнительный анализ играет при построении политических организаций, когда необходимо учесть ошибки предшественников и не допустить явления характерных проблемных ситуаций.

Моделирование.Данный подход также необходим для возможного предотвращения кризисных состояний в развитии любой организации. Для этого нужно смоделировать вероятные варианты развития событий и обыграть их последствия.

Экспериментирование.Этот подход расширяет базу использования метода моделирования, когда позволяет смоделировать возможную проблемную ситуацию в реальности, с действующими лицами и реальными исполнителями. Роль экспериментов, в частности, играют праймериз или первичные выборы, когда среди сторонников той или иной партии выявляются потенциальные лидеры для последующего выдвижения кандидатами в реальных выборах.

Инновационный подходпредставляет собой позиционирование организации в качестве постоянного инновационно-активного субъекта управления, перма­нентно разрабатывающего и использующего новые знания для совершенствования управленческой и политической деятельности. Инновационный подход позволяет организации постоянно находиться «в организационном тонусе» и быть готовой к неожиданным изменениям, вызовам и угрозам среды.

Взаимосвязи предмета и методов теории менеджмента приведены на рис. 1.2.

Представленная на рис. 1.2 модель отражает только общий состав и конфигу­рацию взаимодействия рассматриваемых категорий.

§ 1.1.2. ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Концептуальные подходы раскрывают системный и комплексный взгляд на яв­ления, процессы, в нашем случае — науку о менеджменте, её теорию. Сегодня как никогда меняются объективные условия, на вызовы которых должна отвечать наука о менеджменте. Отвечает ли она однозначно? НЕТ. Существует только постоянное движение — цикличный кризис: беспрецедентный мировой финансовый кризис — это, прежде всего, глубокий кризис менеджмента и экономики.

Каковы же объективные условия, на вызовы которых наука о менеджменте, да и другие науки, особенно экономическая, не ответили и не могут однозначно ответить сегодня:

• быстрые перемены в технологиях и рост сложности и наукоёмкости продукции;

• радикальные изменения в потребительском спросе и в глобальной конкурентной рыночной среде (хотя конкурентное преимущество весит сегодня не больше снов бабочки);

• глобализация производства и сферы услуг;

• новые информационные технологии;

• возрастающая образованность и мобильность рабочей силы;

• глобальные проблемы окружающей среды.

Концептуальный взгляд на теорию менеджмента предполагает формирование общего представления о сущности и содержании менеджмента как особого вида че­ловеческой деятельности, его все больше возрастающего значения в жизни любого общества. Существует множество подходов к определению понятий «менеджмент» и «управление». Не вдаваясь в семантическую дискуссию и не углубляясь в генезис этих понятий, будем далее рассматривать их в учебных целях как синонимы, что отражает общую природу, субъективно-объектное единство, однородность сущности

и содержания подразумеваемого воздействия. Тем не менее, не можем не высказать и своё отношение к этому вопросу. Считаем, что правомерно говорить о «менеджменте», если деятельность организации преимущественно направлена на бизнес, коммерцию, в противном же случае более правильно ориентироваться на категорию «управление». Более того, нам ближе истинно русское понятие «управление».

Исследования показывают, что ни в одном российском историческом источнике по проблемам экономики, управления, права понятие «менеджмент» не применялось. Можно по-разному трактовать категорию «управление»: от «управы над ленью» ... до целенаправленного «воздействия». Управление является также функцией самых различных организованных систем, обеспечивающих сохранение своей структуры, реализацию программ, целей деятельности и сам процесс.

С современных позиций необходимо рассматривать менеджмент и как деятельность по реализации основных функций управления: планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Если менеджмент реализуется через свои :основные и частные функции, то он и сам является функцией собственности. Как он защищает собственность? Огромными заборами, железными дверями, охранниками с оружием. Но не это главное. Собственность должна не только охраняться, но и должна работать — самовозрастать и приносить прибыль. Ещё недавно была общественная собственность, что в принципе упрощало управление. Сегодня же видов собственности, а соответственно и капитала, множество, и собственникам приходится управлять ими самим или же нанимать менеджеров.

Несомненно, что сутью менеджмента является процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения. Управление — это также сложная, разнообразная интеллектуальная и практическая деятельность, включающая аналитическую, информационную, организационную работу и самое главное — работу с людьми в процессе постановки и реализации целей. Многие исследователи рассматривают общий менеджмент через призму его сущности и содержания, через такие важные категории, как процесс, функция, аппарат, наука, искусство, категория или группа людей (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Проявления менеджмента

Общий менеджмент есть обобщение, рассматриваемое как теория. Общий менеджмент наиболее тесно взаимосвязан с функциональным и производственным(объектным) менеджментом. Первый представляет собой специализированное руководство, возникшее в результате разделения и специализации управленческого труда. Например, можно выделить финансовый менеджмент, маркетинг, управле­ние персоналом, управление исследованиями и разработками и т. п.

Рис. 1.4. Проявления менеджмента

Производственный, или объектный, менеджмент рассматривает процесс управления уже с точки зрения специфики объекта управления: государственный, региональный, муниципальный, социальный, военный, общественный, церковный и др. Важно учитывать также уровень управления, что связано с системным, иерархи­ческим подходами к построению объектов управления.

Различают более ста типов управления, которые дают видовую характеристику общему, объектному (производственному) и функциональному менеджменту. Действительно, в любой организации реализуются три вышеуказанных типа менеджмента, которые в каждой организации имеют только свой видовой оттенок: административный, экономический, социальный, трастовый (доверительный), временной, арбитражный, демократический, авторитарный, тендерный, корпоративный и др. (рис. 1.4).

Важной при освоении курса является выработка теоретико-методологического взгляда на менеджмент, рассмотрение общего менеджмента как системы обобщённых упорядоченных знаний об управлении социально-экономическими или производственно-хозяйственными системами. Так, теория менеджмента включа­ет законы, принципы, функции, организационные структуры и формы, процесс менеджмента, которые детально рассматриваются в других разделах настоящего учебника. Методология позволяет на основе научных подходов, применяемых в управлении, познать содержание и сущность менеджмента. Значительная часть теоретических и методологических разработок доведена до практического уровня и используется для разработки организационных структур, обоснования и выбора решений, оценки стратегий и т. п. Формируется новый инструмент руководителя — компьютерное бизнес-моделирование.

Предметом нашего изучения является менеджмент, направленность которого-определяется, прежде всего, организационно-социальными, экономическими отношениями между работниками по поводу управления. Все рассматриваемые объекты управления воспринимаются социально-экономическими системами. Такими системами могут быть государство в целом или регион, муниципальное образование, производственно-хозяйственное предприятие, социальная сфера. Следует также различать общий и функциональный менеджмент, представленный следующими дисциплинами: финансовый менеджмент, менеджмент персонала, связь с общественностью и др.

Менеджмент представляет собой не только науку или функцию, но и процессы, которые учитывают и реализуют конкретные руководители (субъекты управления), создавая для этого соответствующие органы или аппарат управления. Это еще и искусство управления, основанное как на врождённых, так и на приобретённых качествах руководителя, таких как талант, способности, навыки, интуиция, воображение, опыт, управленческое мышление, образование. Искусство управления проявляется в умении принимать обоснованные решения, использовать нововведения, развивать неформальные отношения, находить индивидуальный подход, давать атмосферу творчества в организации, использовать интеллектуальный :потенциал каждого работника.

Фундаментом науки являются её законы. Наука менеджмента опирается на тему законов объективного окружающего мира. Это, прежде всего, закономерности самого менеджмента, экономические законы, законы социологии и психологии, кибернетики, биологии и др. Формой же выражения законов выступают принципы управления, т. е. определённые правила, которым следует руководитель, создавая организацию и реализуя процесс управления. Смена экономической и управленческой парадигм, развитие науки, открытие новых законов приводят к появлению новых принципов управления. Хотя теоретико-методологические положения носят активный характер, тем не менее, они реализуются конкретными людьми, поэтому взаимодействия индивидуума, группы, организации в целом имеют решающее значение для эффективности менеджмента. Здесь на первый план выдвигаются поведенческие проблемы управления, его социологизация, формирование команды и роль руководителя, выявление и реализация лидерского потенциала как всей организации, так и группы и отдельной личности. К факторам внутренней среды организации относится также организационная культура. Действительно, организации, как и этнические группы, народности, национальности, семьи, имеют своё «лицо», свою собственную уникальную культуру, которую, прежде всего, определяют работающие в ней люди, их ценности и убеждения. При этом особое значение приобретают социальная и синергийная антропологии.

Всякое управление начинается с целеполагания как процесса определения цели. Содержание менеджмента раскрывается через его функции. Функции управления объективно обособились и выделились в процессе разделения труда вообще и управленческого в частности. Функции, обособившиеся под воздействием субъекта управления, обычно трактуются как общие функции управления — планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Они отражают содержание управленческой деятельности и присутствуют в любом процессе менеджмента независимо от того, на каких объектах и уровнях он реализуется. Конкретные функции управления (частные, специальные) обособились под воздействием объекта менеджмента и отражают многочисленные виды деятельности объектного (производственного) менеджмента.

Изучение дисциплины «общий менеджмент» будет не полным, если не рассмотреть методы управления, представляющие способы и приёмы воздействия для достижения определённых целей. Методы управления отвечают на вопросы: Как и каким образом достигается управленческое воздействие? Методы управления носят альтернативный характер и не являются набором готовых рецептов для руководителя. Они основаны на инстинкте, потребности, интересе и мотиве индивида.

Методы мотивации — способы, приёмы, используемые менеджерами для побуждения людей к выполнению целей, задач, к осуществлению определённых действий. Существует большое разнообразие методов мотивации, включающих поощрение и санкции экономического, социального, психологического, административного характера, воздействующих на интересы и потребности человека: продвижение по службе, изменение условий оплаты труда, благодарность, признание заслуг, повышение квалификации и т. п. Можно образно определить количество методов мотивации количеством интересов мотивируемых.

Сегодня все больший интерес вызывает «новая экономика», которая и является объектом управления или управляемой подсистемой достижения определённых целей. Известно, что между управляющей и управляемой подсистемами действует закономерность оптимальной соотносительности (по качеству) и пропорциональности (по количеству).

Данная закономерность требует количественных и качественных изменений в управлении в соответствии с изменениями в объекте управления. Эффективность и качество любой системы управления обусловливаются тем, в какой степени они соответствуют требованиям функционирования управляемых объектов. Изменения же в функционировании экономики, прежде всего макроэкономики, сегодня и в будущем являются концептуальными и радикальными, что требует таких же изменений и в системе управления.

Уже не менее двухсот лет известна парадигма, согласно которой первопричиной процветания или, напротив, упадка и предприятий, и государства является, соответственно, хорошее или плохое управление. Менеджмент как профессиональный вид деятельности, как наука сложился только в последнее столетие. Не случайно прошедший век называют веком управления. Действительно, страны «золотого миллиарда» — это страны с эффективной организацией и управлением. Управление в наступившем столетии ещё более усложняется и ставит благополучие любой организации и общества в целом в зависимость от уровня эффективности управления. Управление уже сталкивается с серьёзнейшими проблемами. Глобализация экономики с её конкуренцией, диверсификация рабочей силы и качественное изменение её содержания, информационный взрыв, революционные успехи в развитии знаний, новые взгляды на качество продукции и услуг — вот неполный перечень реалий, с которыми сталкивается каждый из нас, и в особенности менеджмент. Эти проблемы широко обсуждаются, предлагаются различные пути их разрешения, но е едины в одном, что путь успеха лежит через самого человека.

Коренные изменения, с которыми сегодня сталкивается управление, можно охарактеризовать как изменение его парадигмы1. Переход к новой парадигме России одновременно является переходом к рыночной парадигме вообще и к мировым тенденциям организации и менеджмента в частности, что сильно усложняет ситуацию.

Новая экономика связана с революционными изменениями в производстве, котopoe всё более зависит от новых технологий и знаний. В объёме общих затрат резко возрастает доля затрат интеллектуальных. Так, в стоимости современной электроники порядка 70 % приходится на её нематериальную составляющую. Когнитивный подход, знания становятся основной производительной силой и средством производства. Именно знания превращаются в главное поле конкуренции. Кардинально меняется понятие собственника средств производства, а значит теряют свою роль многие экономические теории. Информатизация, «паутина» нтернета, общая глобализация изменяют традиционное представление о рабочем месте и его роли в производстве и управлении, требующих высокого культурно-образовательного и профессионально-квалификационного уровней.

Все это делает необходимым пересмотреть постулаты теории организации рабочих мест каждого сотрудника. Он может одновременно использовать своё средство производства — знания — в нескольких проектах, программах, реализуемых в различных организациях земного шара, при этом не покидая своё жилище.

В системе менеджмента изменится характер использования тех или иных методов управления. В системе методов управления снизится роль организационно-распорядительных методов, так как они в основном будут заложены в различные технологии. Изменится сущность экономических методов: центр тяжести с экономических показателей переместится на финансовые. Ориентация на денежные вознаграждения постепенно будет переходить на ценностные установки. Пространственная рассредоточенность работников потребует новых методов создания морально-психологического климата и условий работы.

Более высокие темпы роста производительности труда во всех сферах производства в новой экономике позволят увеличить производство товаров, но фокус с производства товаров сместится в пользу оказания услуг. В новых условиях не только пропагандируется, но и все активнее реализуется мораль получения наслаждения и удовольствия, что также работает в пользу расширения самых различных услуг.

Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; пример из истории, взятый для доказательства, сравнения. Было первые использовано историком, философом Томасом Куном.

Новая экономика изменчива настолько, насколько изменчивы внешняя среда и ее деловая часть. Динамизм экономики любой организации, её гибкость и адаптированность к внешней среде являются сегодня важнейшими показателями её выживаемости и положительной результативности. Такая зависимость предъявляет соответствующие требования и к системе менеджмента и, прежде всего, к её структуре в самом широком смысле. Структура — статическая составляющая системы менеджмента — начинает приобретать черты динамической системы, становится мягкой, гибкой, адаптивной. Проходит век «гигантизма», «слонизма». Можно образно сказать, что гигантские слоны «реструктурируются» в огромную колонию мышей (под частыми ураганами выживают гибкие ивы и гибнут вековые дубы). Если же вернуться к системе управления, бросается в глаза процесс сетизации структур. Таким образом, новая экономика требует новых подходов как к динамической, так и статической части общего менеджмента.

Новая экономика как никогда предъявляет новые требования ко всему персоналу организации, и в особенности к управленческой части. На первый план выдвигается человек с его знаниями, талантом, особую значимость приобретает лидерство. Лозунги: «во имя человека», «для человека» постепенно становятся реалиями и проявляются в таких парадигмах, как «Я — организация, организация — Я».

Каждая организация имеет лидерский потенциал, поскольку каждый её член способен оказывать влияние на других её членов. Проблема состоит в познании этого потенциала, превращении его в ресурс и использовании данного ресурса. К слову, каждый из нас является носителем управленческого потенциала, но, только заняв определённое положение в управлении, можно реализовывать его через формальную власть.

Жизнь также свидетельствует, что реализация потенциала человека в значительной мере зависит от ситуации. Нынешняя реальность такова, что лидерами в политике, экономике, предпринимательстве становятся не только люди, изначально обладающие соответствующими качествами, но и те, кто, не обладая ими, уже приобретя власть (или, как прежняя партноменклатура, сохранив её), «имитируют» эти качества, и сами начинают верить в то, что действительно ими обладают. Об этом свидетельствует, в частности, карьера многих «перестроечных» лидеров в политике, бизнесе.

Мы привели самые обобщённые взгляды на наиболее сложные и дискуссионные проблемы теории менеджмента, рассмотрели его основные категории, которые будут подробно раскрыты в настоящем учебнике, и надеемся, что это вызовет интерес и позволит вам более глубоко освоить такую важную дисциплину, как «Теория менеджмента».

1.2. ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА.§ 1.2.1. ИСТОКИ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

При освоении курса важен исторический подход, предусматривающий изучение основных исторических этапов и периодов развития общего менеджмента — эво­люционного, революционного, — с целью компетентной ориентации в тенденциях, концепциях, организационных школах, парадигмах и перспективах менеджмента. Если наша жизнь — способ хранения информации (генетической), то наличие исто­рической памяти у народа, у организации, у нас с вами и есть критерий живучести общества как социального организма.

Изучив рекомендуемую литературу, вы раскроете для себя, что эволюция управления насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, и можно выделить пять управленческих революций.

Первая — религиозно-коммерческая— революция произошла пять тысяч лет назад.

Вторая управленческая революция — светско-административная— связывается с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность.

Третья управленческая революция известна как производственно-строительная.Она прошла за 600 лет до н. э. во времена правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.).

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса — основной фактор четвертой революции XVII-XVIII вв. Её результат — отделение менеджмента от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Пятая управленческая революция (конец XIX — начало XX в.) известна под названием бюрократическойи связана с М. Вебером1. Она позволила оформить крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда в управлении, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Развитие менеджмента, его генезис представлен в табл. 1.1.

1 Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, историк и экономист.


Таблица 1.1 Генезис менеджмента

 

Время и место Источник и автор Нововведения и основные положения
Ок. 1759 г. до н. э., Вавилон «Кодекс Хаммурапи» 282 закона о власти, полномочиях, регистрации, минимальной оплате труда, контроле исполнения
ХVIIIв. до н. э., Египет «Предложения Ипусера» Положения о власти первых профессиональных менеджеров — визиря, десятников, сотников и т. д.
ХII в. до н. э., итай «Конституция Чоу» Выделение функций организации, специализации, кооперации, контроля, оценки эффективности
У в. до н. э., Греция «Домострой», Сократ, Ксенофонт Изложение идей об экономике, хозяйствовании, рационализации, потреблении и накоплении, подчинении хозяину
в. до н. э., Индия « Артхашастра», Каутилья Установление порядка, основы администрации, структуризация общества, привилегий и санкций
11в. до н. э., им «Земледелие», Катон Систематизация правил проведения земледельческих работ: приоритет рабочей силы, интенсивность труда, задание, нормирование, дисциплина, принуждение
около 1015 г., Русь «Правда Ярослава», «Устав Мостников» Основы феодального права пользования, владения, распоряжения, судебные решения и штрафы
Около 1122 г., иев «Поучение», Владимир Мономах Свод требований по руководству подчинёнными, профессиональной подготовке и ответственности руководителей или подчинённых
Около 1377 г., Суздаль «Лаврентьевский кодекс» Договорное право, причинно-следственный учет и анализ выработки, принятия и реализации решений
1426 г., Генуя— Венеция «Книги учёта семьи Соранцо» Информационное обеспечение менеджмента, двойная запись, система балансов, ревизия
1513 г., Флоренция «Государь», Н. Макиавелли Государственное устройство, принципы вертикально интегрированных структур
1767 г., Англия «Принципы политической науки», Д. Стюарт Обоснование административного выделения управленческого персонала организации
1801 г., Россия «Александру I», В. Н. Карамзин Целевая программа реформ системы управления экономикой по принципу сверху вниз»
1850 г., Англия «Опыт фабричного управления», Р. Оуэн Основы современного менеджмента, руководство персоналом, единоначалие, администрирование
1903 г., США «Цеховой менеджмент», Ф. Тейлор Концепция, принципы, философия менеджмента, универсальность функционального начальника
1916 г., Франция «Общаяпромышленная администрация », А. Файоль Административная установка менеджмента, распоряжение, функционально-операционный подход
 

Каждый человек, который хочет считать себя цивилизованным, должен обладать определёнными познаниями, в том числе историческими. Должен иметь, как минимум, сведения об общей направленности и закономерностях культурной эволюции человечества в процессе зарождения, развития и гибели цивилизаций, а также знание собственных «корней» происхождения, истории своего народа, общества и государства.

Управление характеризовало и первобытно-общинный строй, где выделялся вожак, который управлял своей общиной.

Первые проявления сформировавшегося менеджмента относятся к IV тысячелетию до н. э., когда в Самарии и Египте появились централизованные органы власти. Формирование и развитие основных этапов процесса административного становления можно проследить по материалам литературных источников, частично представленных в табл. 1.1.

Ещё в античности появляются первые систематизированные и обобщённые работы по организационно-управленческим проблемам. В этом плане особенно интересны работы «Государство» Платона и «Политика» Аристотеля. Античный менеджмент уже тогда выделялся инновационностью, особенно в сельском хозяйстве и торговле, новаторством и венчурной направленностью инвестиций. При этом древнегреческие философы, занимаясь экономикой, логистикой и стратегическим менеджментом, были уже неплохими менеджерами.

Менеджмент как наука утвердился в конце XIX — начале прошлого века. Отделение управления от собственности и собственника вследствие разделения труда вообще и управленческого в частности, развитие наук о человеке — социологии, психологии, антропологии (экономической, социальной, синергийной и др.) — вызвали к жизни научный менеджмент. Он представлен в самых различных течениях, направлениях, которые можно сравнить с джунглями, в которых легко заблудиться. Поэтому проведём хронологический анализ, разделив эти направления на основные школы менеджмента.

§ 1.2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА НАУЧНОГОМЕНЕДЖМЕНТА

Признано, что основоположником классической школы научного менеджмента является Ф. Тейлор. Его идеи изучения геометрии, технологии, энергетики дви­жения и использования хронометража для повышения эффективности труда за­ложили основу организационно-технологического подхода в теории и практике менеджмента. В рамках этой школы были сформулированы принципы управления индивидуальным трудом рабочих: подбор, обучение, тренировка и выполнение каждого элемента работы на основе научного подхода; разделение ответственности за результаты труда между рабочими и менеджерами.

Классическая школа научного менеджмента связана со многими известными именами. Г. Гантт (ученик Ф. Тейлора) отметил, что причиной низкой производительности труда нередко бывает плохая организация. Он обладал необыкновенной способностью к обобщениям, особый интерес он проявил к таким основным функциям менеджмента, как планирование и контроль. Переход научного менеджмента от статики к динамике, процессам, внедрение в практику оперативного и календарного планирования также заслуга Г. Гантта. Эти и другие нововведения используются менеджментом и сегодня.

В школе классического менеджмента необходимо выделить супругов Ф. и Л. Гилбрет, которые на основе принципов Ф. Тейлора по разделению движений расширили область их применения. Благодаря им наука менеджмента обогатилась переходом от развития менеджмента по заданию к развитию по целям.

Особое место в школе классического менеджмента занимает последователь Ф. Тейлора — Г. Эмерсон, сформулировавший знаменитые 12 принципов производительности труда. Рассматривая труд как благо, а не как проклятие, он искренне считал, что легко справляется с заданием тот, для кого труд является удовольст­вием.

Выдающимся представителем рассматриваемой школы является французский промышленник А. Файоль. Не будучи непосредственным учеником Ф. Тейлора, он выдвинул идею разделения управленческого труда на основные функции и операции, впервые раскрыв сущность управления как универсального процесса, содержание которого составляют предвидение, организация, руководство, координация и контроль. Им были сформулированы основные принципы управления: разделение труда, дисциплина, единство руководства, централизация и др., многие из которых используются до сих пор.

Идеи А. Файоля развили его ученики Дж. Муни и А. Рейли, представившие каждый принцип менеджмента и как процесс, и как результат. Л. Эрвик продолжил эти разработки, но идею процессуального подхода ассоциировал с самими исследованиями. Он утверждал, что научное исследование лежит в основе административного управления и является его основным принципом.

Таким образом, вклад классической школы выражается, прежде всего, в разработке принципов научного менеджмента, систем контроля, хронометража и изучения движений, функций менеджмента и теории административного управления. Разумеется, колоссальные успехи представителей классической школы теснейшим образом связаны с революционными изменениями внешней и внутренней среды:

• научные открытия в области науки, техники, технологий;

• рост рынка товаров и услуг;

• Первая мировая война;

• экономические кризисы, депрессия.

Разделение управленческого труда привело к отделению собственника от собственности и началу передачи управления профессиональным менеджерам.

§ 1.2.3. БИХЕВИОРИЗМ И ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В первой четверти XX в. менеджмент базировался на принципах научного менеджмента, разработанных представителями школы классического менеджмента. Огромное влияние на развитие менеджмента оказали Хоторнские эксперименты и исследования в США по изучению влияния условий труда на его производительность. Для проведения дальнейших исследований были приглашены преподаватели Гарвардского университета Э. Мейо и его ученик Ф. Ретлисбергер. Им удалось доказать, что поведение человека определяется не только заработной платой, настроением и усталостью. На производительность труда влияют группы и организации, в которых работают конкретные люди. При этом эффективная организационная структура всегда признает уникальность каждого работника. Таким образом, они стали основателями бихевиористской (поведенческой) школы научного менед­жмента, названной школой человеческих отношений.

Представители этой школы считали неформальные межличностные отношения главным фактором производительности труда. Большое значение также придается отношениям с непосредственными руководителями, удовлетворенности работой, предоставлении рабочим более широких возможностей для общения, удовлет­ворению других социальных потребностей. При этом заботливое отношение к работникам является ключевым фактором эффективного управления. Одним из ярких представителей этой школы является А. Маслоу — разработчик теории потребностей. Известный представитель этой школы Д. Макклелланд разработал теорию мотивации предпринимательских способностей, адаптировал свои идеи для практического применения. Так, он утверждал, что общество, которое умеет формировать повышенные мотивы к достижению, создает энергичных предпри­нимателей, ускоряющих экономический рост.

Взаимосвязь в достижении результатов деятельности организации на основе различных подходов представлена на рис. 1.5.

Развитие менеджмента всегда зависело от состояния внешней и внутренней среды и, конечно же, от лидеров — основателей и представителей основных школ. Это подтверждает исследование деятельности ряда известнейших менеджеров с точки зрения их стиля и типа руководства [3, с. 9].

По степени единовластия управления:

1. Авторитарное (Соломон, Александр Македонский, Чингисхан, Петр I, Ека­терина II, Наполеон, Бисмарк, Сталин, Аденауэр, Королев).

2. Авторитарно-демократическое (Август, Владимир Мономах, Талейран, королева Виктория, Вашингтон, Рузвельт, Рейган, Дэн Сяопин, Коносуке Мацусита, Лужков).

По степени создания системы управления:

1. Создание собственной системы управления (Александр Македонский, Чин­гисхан, Наполеон, Сталин, Аденауэр, Лужков, Коносуке Мацусита).

2. Существенная корректировка существовавшей системы управления (Вла­димир Мономах, Петр I, Вашингтон, Королев, Дэн Сяопин, Рейган).

3. 3. Управление в рамках существующей системы (Соломон, Август, Екатери­на II, Талейран, Бисмарк, королева Виктория, Рузвельт).

По иерархии управления:

1. Управление управленцами (Талейран, Бисмарк, королева Виктория, Дэн

Сяопин).

2. Сочетание личного управления с существенным делегированием полно­мочий (Август, Владимир Мономах, Екатерина II, Наполеон, Вашингтон, Рузвельт, Аденауэр, Королев, Рейган, Коносуке Мацусита, Лужков).

3. Непосредственное личное управление (Соломон, Чингисхан, Петр I, Ста­лин, Александр Македонский).

По принципу реализации принятых решений: «взаимопонимание — силовое

давление»:

1. Управление на взаимопонимании (Соломон, королева Виктория, Дэн Сяопин).

2. Управление на сочетании взаимопонимания и силового давления (Алек­сандр Македонский, Август, Владимир Мономах, Екатерина II, Талейран, Рузвельт, Вашингтон, Аденауэр, Королев, Рейган, Коносуке Мацусита,

Лужков).

3. Управление «железом и кровью» (Чингисхан, Петр I, Наполеон, Бисмарк, Сталин).


Бихевиористские подходы

Внимание к производству Рис. 1.5. Взаимосвязь в достижении результатов деятельности организации


Место, роль, значение деятельности этих личностей в науке и практике российского менеджмента анализировались и оценивались известными исследователями. Можно обратиться к трудам:

• юристов — А. Богословского, А. Градовского, А. Добровольского, А. Вицина, К. Неволина, М. Свешникова, С. Середонина, Н. Хлебникова, О. Эйхельмана;

• историков — Н. Аристова, Н. Загоскина, П. Иванова, А. Кизеветтера;

государственных и земских деятелей, управляющих — А. Дерябина, Н. Колюпанова, А. Савельева, М. Сперанского;

• очевидцев — А. Болотова, Г. Котошихина, А. Олеария, И. Посошкова.

По их работам можно подробно проследить развитие практики и науки менеджмента в России за последнюю тысячу лет. Особый интерес представляют труды тех авторов, которые не только писали о менеджменте, но и сами были менеджерами на тех или иных должностях — проблемы менеджмента они воспринимали не академически, а из «первых рук», из личного опыта и своего отношения к делу. Некоторые, прежде всего А. Дерябин, К. Скальковский, М. Сперанский, своими изысканиями обогатили «научный менеджмент». Несомненный интерес представляют работы И. Посошкова (об управленческой этике), А. Градовского (о местном самоуправлении), Н. Хлебникова (о взаимодействии общества и государственного управления), Н. Аристова (о городском управлении), М. Свешникова (о значении самоуправления и развитии воззрений на него), Н. Загоскина (от княжеского до боярского управления).

В XX в. идеи научного менеджмента в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования развивали такие ученые и практики, как А. Богданов, И. Витке, А. Гастев, О. Ерманский, П. Керженцев, Е. Розмирович и многие другие. В целом XX в. характеризуется крупными событиями в социально-экономическом развитии мирового сообщества. Динамизм внешней среды, необходимость быстрой адаптации организаций к изменениям поставили новые задачи перед практикой и наукой менеджмента. На базе рассмотренных школ появляются самые разные направления в развитии менеджмента. Появляются так называемые новые школы.

С конца 50-х гг. XX в. в менеджменте получил развитие процессный подход — менеджмент уже рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию, реализуя основные функции: планирование, организация, координация, активизация и контроль. 50-е — 60-е гг. XX в. ознаменовались появлением теории принятия управленческих решений и количественных подходов. Возникло разделение процесса разработки и принятия решений на этапы, стадии и операции, стали использоваться количественные модели, методы и измерители.

При системном подходе организация рассматривается как открытая система. При этом основное внимание уделяется взаимодействию между элементами внутри системы, а также системы с внешней средой. Ситуационный подход основывается на конкретной ситуации, т. е. проблемы решаются с анализом и учётом условий и факторов, воздействующих на деятельность организации в быстро меняющейся внешней среде.


В настоящий момент менеджмент продолжает пополняться новыми знаниями. На первый план выдвигается человек, активизация работника в организации, орга­низационное поведение, культура, проблемы лидерства. Менеджмент приобретает предпринимательский характер, развивая соответствующие качества руководителей. Начинает формироваться виртуальное управление.

На сегодняшний день концепция управления организацией наиболее актуальна. В её основе лежит разработка и реализация стратегии (стратегический подход). Применение стратегического подхода позволяет прогнозировать будущие изменения окружающей среды и подготовить организацию к тому, чтобы наилучшим образом использовать возможности, избежать или минимизировать влияние внешних угроз. Такой подход включает формулирование миссии организации, определение её целей, проведение стратегического анализа, разработку и реализацию стратегии, стратегический контроль.