ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Довольно велика вероятность ложных срабатываний сигнализации об обнаружении маневра цели из-за флюктуации центра отражения при изменении ракурса, рыскании цели и т. д.

Погрешности САРП при маневрировании цели имеют довольно сложный характер. Так, в ситуации разгона цели от малого хода до полного при следовании собственного судна с постоянными курсом и скоростью, установленное на судне САРП DB-7 давало устойчивую систематическую погрешность в курсе цели около 4°, однако около момента кратчайшего сближения эта погрешность мгновенно выросла до 13°. Погрешности в определении скорости цели колебались от 2 до 4 уз с запаздыванием до 10 мин, информация о Дкр содержала систематическую погрешность, монотонно убывающую от 6 - 8 до 1 - 2 кб с запаздыванием не более 3 мин. В аналогичной ситуации у САРП "Бриз-Е" по­грешности в курсе цели имели размах 13 - 19° в начальный период с последующей поте­рей цели; после повторного захвата погрешность в курсе цели имела систематическую составляющую около 5° с размахом случайных погрешностей до ±5°. Погрешности в определении скорости цели достигали 2 - 2,5 уз с запаздыванием до 5 мин. Информация о Дкр была неустойчивой и противоречивой вплоть до потери цели, а после повторного захвата погрешности достигали 3 - 4 кб (т. е. были практически равны Дкр) с запаздыванием до 5 - 7 мин.

При торможении цели ситуация становится еще более опасной. САРП, установ­ленное на судне, давало скорость цели с погрешностями до 1 - 2 уз и запаздыванием на 1-2 мин, Дкр с погрешностями до 5 - 7 кб и запаздыванием на 2 - 3 мин (DB-7) или 3-5 мин ("Бриз-Е"). Однако, при этом САРП "Бриз-Е" давало нарастающую погрешность в курсе цели до 90°, а САРП DB-7 - вначале до 90°, а затем до 170°. В такой ситуации судоводитель, не имеющий визуального контакта с целью, будет однозначно считать, что цель предприняла резкий поворот (и даже в последнем случае она как бы приводит судно наблюдатель на кормовые курсовые углы), в то время как в действительности цель тормозится на постоянном курсе.

В процессе маневрирования собственного судна и (или) цели наиболее надежны значения дистанции до цели, менее надежны - значения пеленгов, наименее надежны -вторичные параметры (ЭДЦ и Дкр)

Маневр цели можно обнаружить не только в автоматическом режиме работы САРП, но и путем отображения траектории предыдущего движения цели. В САРП "RACAL-DECCA" предусмотрены два варианта отображения прошлой траектории. Первый вариант удовлетворяет требованиям ИМО ("четыре равноразнесенных по времени прошлых местоположений цели за период не менее 8 мин"), второй - обеспечивает выбор временных интервалов в зависимости от используемой шкалы дальности при условии, чтобы общая длина четырех интервалов на экране САРП при v = 15 уз была 25 мм. Такая информация позволяет легко определить на малых шкалах дальности, какой цели принадлежат траектории при маневрировании нескольких целей. Вместе с тем этот вариант имеет и значительный недостаток: при переключении шпал дальности сбрасываются прошлые траектории, так как они рассчитываются для каждой цели раздельно. Поэтому при работе с системой удобнее пользоваться вариантом, рекомендованным ИМО.

В целом резкий маневр цели быстрее обнаруживается по развороту истинного вектора цели, медленный - по искривлению траектории прошлого движения.

Эксперименты показали, что математическое обеспечение САРП позволяет обнаруживать маневр цели со значительным опозданием и дает довольно грубую информацию об ЭДЦ в течение длительного промежутка времени после окончания маневра сопровождаемой цели. Использование такой информации при отсутствии визуального контакта и небольших дистанциях может привести к неверной оценке ситуации и выбору ошибочного маневра.

Для своевременного обнаружения маневра цели рекомендуется использовать режим "прошлых положений цели" (TRACK HISTORY). Векторной и цифровой информации, индицируемой САРП, можно доверять только через 5-6 мин после окончания маневра цели. Для сокращения этой задержки рекомендуется либо устанавливать большие значения коэффициента обнаружения поворота (например, значения 3 - 4 в режиме "TURN DETECTION" САРП DB-7), либо сразу после обнаружения маневра цели сбросить ее с автосопровождения, а затем снова быстро принять на АС.