Искусственная тяга и аэродинамическое сопротивление ТГУ
В современных ТГУ при значительном снижении температуры уходящих продуктов сгорания и больших аэродинамических сопротивлениях применяют уравновешенную искусственную тягу с установкой дымососов и дутьевых вентиляторов. В этом случае основным назначением дымовой трубы является отвод продуктов сгорания в атмосферу на высоту, определяемую санитарно-гигиеническими и противопожарными требованиями.
В задачу расчета искусственной тяги входят выбор типа дымососов, их характеристик, конструктивных размеров дымовой трубы.
Аэродинамическое сопротивление на пути прохождения газов в газоходах ТГУ составляется из местных сопротивлений, зависящих от изменения сечений газоходов и их поворотов, и из сопротивления, возникающего вследствие трения и вследствие сопротивления пучков труб. Полное сопротивление газового тракта ТГУ, определяется после подсчета сопротивлений отдельных элементов установки их суммированием, Па:
где элементы, входящие в формулу, соответствуют сопротивлениям топочного оборудования; самого котлоагрегата; пароперегревателя; экономайзера; воздухоподогревателя; золоуловителей; шиберов и заслонок; газоходов (боровов); дымовой трубы. Сопротивление топок оборудованных дутьем, преодолевается при помощи вентиляторов, на долю же тягового устройства приходится лишь создание небольших разрежений в топочном пространстве (20-40 Па). При сгорании топлива без дутья необходимое разряжение в топке должно быть в пределах 40 - 80 Па.
Все сопротивление принято делить:
· сопротивление трения при течении в прямом канале постоянного сечения;
· местные сопротивления, связанные с изменением формы или направления канала;
· сопротивления поперечно омываемых труб.
Потери напора на трения, Па , определяются:
,
где l - коэффициент трения, зависящий от характера движения потока; l - длина участка, м; dэ- эквивалентный диаметр участка, м; w - скорость газов на участке, м/с; r - плотность газов, кг/м3;
Сопротивление отдельных элементов ТГУ, которые зависят от местных сопротивлений, Па:
,
где - сумма коэффициентов местных сопротивлений на участке.
Значение коэффициента при поворотах для наиболее часто встречающихся в котельной практике случаев:45о - 0,5; 90о - 1;135о -1,5; 180о –2.
Для ориентировочных подсчетов аэродинамических сопротивлений могут быть рекомендованы следующие эмпирические выражения:
для паровых ТГ:
,
где Dн - паропроизводительность, кг/ч; Нк - поверхность нагрева, м2; aк - коэффициент избытка воздуха из ТГ;