Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен.
Теория общественного выбора (ТОВ), применяя эконом. методы, изучает процесс принятия политических решений в современном демократическом обществе. Данная теория является одним из наиболее ярких проявлений эконом. империализма. Эконом. империализм означает применение методологии эконом. теории для изучения неэконом. процессов и явлений. На основе эконом. империализма возникла экономика общественного сектора – новая и развивающаяся отрасль эконом. знаний. Она синтезирует экономику и политику, все более опирается на постулаты теории общественного выбора. Экономику общественного сектора можно охарактеризовать и как микроэконом. теорию государства. Основоположник ТОВ – амер. ученый-экономист Бьюкенен. Также большой вклад внесли амер. ученые-экономисты Таллок, Олсон, Мюллер и др.
Предметом ТОВ является политический процесс, связанный с избранием руководящих институтов общества и выработкой решений по производству, распределению, обмену и потреблению общественных благ. Основными направлениями исследований в ТОВ являются: модель политической конкуренции, общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты, теория фиаско государства.
Согласно представлениям Бьюкенена, ТОВ строится на 3 основных методолог. постулатах:
- общество рассматривается как совокупность индивидов, изучение их поведения лежит в основе исследования социальных и политических процессов (методологический индивидуализм);
- индивид преследует свои собственные интересы (т.е. является «эконом. человеком»);
- политический процесс, с помощью к-ого индивиды реализуют свои интересы, является разновидностью обмена.
По мнению представителей ТОВ, поведение людей (на рынке или в политике) подчиняется одним и тем же фундаментальным принципам: люди а) максимизируют полезность, сравнивая возможные выгоды и издержки, пытаются добиться лучшего результата из всех возможных; б) являются устойчивыми в своих базовых предпочтениях, касающихся их фундаментальных потребностей; в) стремятся к эконом. равновесию. Т.о., ТОВ опирается на базовую идею о том, что человек в любой области деятельности стремится максимизировать результат в собственных интересах.
Подход к политике как взаимовыгодному обмену основан на параллели между политическим рынком и рынком частных благ. На рынке индивид выражает свои интересы в потреблении материальных благ и услуг в качестве покупателя, а индивид-потребитель общественных благ выражает свои интересы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет свои предпочтения посредством платежеспособного спроса, а избиратель реализует свои предпочтения с помощью механизма голосования. Но есть и существенные различия. Покупателю на рынке частных благ не нужно влиять на спрос других покупателей. Производство же общественных благ финансируется совместно, поэтому каждый их потребитель заинтересован в поддержке своих предпочтений другими избирателями. Рынок тем эффективнее, чем выше уровень конкуренции, т.е. чем больше число его участников. Сделки на рынке частных благ всегда заключаются добровольно и непременно при «единогласии» сторон. Политический рынок становится все менее эффективным с ростом числа участников. Дело в том, что политическое решение может быть Парето-эффективным, если у него не найдется противников. Это означает, что и политическое решение, если оно претендует на Парето-эффективный исход, должно приниматься единогласно.
Бьюкенен считал, для того чтобы политический механизм стал по своей эффективности подобием рынка совершенной конкуренции, все индивиды должны заключить один и тот же контракт, причем – единогласно.
Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя. Общественный выбор при представительной демократии. Парадокс голосования.
Абсолютная монархия, не предполагающая наличия какого-либо выбора у населения. Во главе общества стоит монарх (царь, король, император), чья должность передается по наследству. Абсолютный монарх осуществляет общественный выбор по своему усмотрению, и, следовательно, степень удовлетворения интересов общества целиком зависит от его желаний.
Прямая демократия – политическое устройство общества, при к-ом все решения принимаются путем голосования всех членов общества. Данная политическая система действительно создает наилучшие условия для общественного выбора, т.к. каждый человек участвует в определении того, какие общественные блага следует производить, из каких источников должны поступать для этого деньги и т.д. Однако ее существенным недостатком являются значительные затраты на голосование. В этом она уступает представительной демократии.
Представительная демократия – политическая система, при к-ой население выбирает только политических руководителей государства для осуществления управления страной в интересах избирателей. Руководители представляют интересы населения.
Эффективное использование прямой демократии предполагает полную информированность избирателей о собственных выгодах и издержках. В условиях прямой демократии, когда затраты на общественные блага распределяются равномерно, а выгоды от них – неравномерно, имеет место недопроизводство общественных благ. А если выгоды распределяются равномерно, а издержки – неравномерно, то имеет место перепроизводство общественных благ.
Но может возникнуть проблема медианного (усредненного) избирателя. Она состоит в том, что все принимаемые решения соответствуют интересам избирателя-центриста, находящимся в середине интересов данного сообщества. Такую ситуацию характеризует модель медианного избирателя. Эта модель позволяет избегать крайностей в ходе принятия политических решений, но одновременно не гарантирует их оптимальность для всех групп населения.
В условиях представительной демократии голосование осуществляется периодически, выбор ограничен узким составом политиков со своими наборами предвыборных программ. Т.е. избиратель голосует не непосредственно за свою позицию, а за пакет программ, к-ый далеко не полностью совпадает с его предпочтениями. Однако существенным недостатком является зависимость голосования от процедуры этого процесса, в результате чего проявляется парадокс голосования – ситуация, возникающая в случаях, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявлений действительных предпочтений общества. В итоге возникает «зацикливание» голосования, т.е. возможность его продолжения до бесконечности.