Дизайнерський аналіз (аналіз вихідної ситуації, побудова об’єкту проектування), синтез, оцінка – основні процедури дизайну.

 

Задумывая проект дизайнер начинает с анализа. Анализ в дизайне подводит к проектному решению через рассмотрение опре­деленного круга проблем и соотнесе­ние с собственной творческой пози­цией. В процессе проектирования позволяет развивать проектную идею, сравнивая варианты по функциональным и художественным критериям. В анализ большую роль играет логи­ческий подход. Анализ в дизайне - предпроектное изучение за­дач и обстоятельств проектирования, осмысление промежуточных и конеч­ных результатов работы. Далее следует проектный анализ.

Проектный анализ - система мер, обеспечивающих адекватное от­ражение архитектурных и дизайнер­ских идей в условных формах подачи проектного материала в процессе проектирования. Стремление к улучшению проект­ного предложения заставляет автора в течение всего периода проектиро­вания постоянно проверять и перепро­верять — достаточно ли выразительно выглядит объект, то ли впечатление возникнет у потребителя в процессе его эксплуатации. Для успешного проектного анализа в распоряже­нии дизайнера должны находить­ся средства, позволяющие шаг за шагом сверять получившееся с перво­начальными идеями, и если надо — вносить исправления.

Эти средства должны включать инструменты эс­тетического контроля соответствия результатов выполнения рутинных про­ектных операций (расчерчивание и образмеривание условных проекций, прорисовка деталей и фрагментов целого и т.д.) исходным предложениям и меры по исправлению допу­щенных ошибок. Вместе они со­ставляют методологию проектного анализа, т.е. набор эмпирических советов и правил, позво­ляющих автору:отойти, «отвыкнуть» от непрерыв­ного общения со своим детищем, уви­деть его свежим, непредвзятым взгля­дом;сверить проделанное с внутрен­не сформулированной творческой за­дачей, найти объективные и случайные отступления от намеченной «идеаль­ной цели»; Проектно-аналитические действия: Исследуемые особенности проекта (оригинальность, масштабность, тектоническая организация, эмоциональный строй )-Объекты анализа (дизайн-концепция (функционально-пространственная организация процесса), архитектурно-художественная идея (предметно-пространственная композиция),элементы композиции (архитектурно-дизайнерские «темы»)-Приемы и методы проектирования (графическое завершение проекта, составление дополнительных проекций, моделей и изображений, «остранение» визуального решения -составление условных аналитических схем (композиционная структура, соотношение масштабных уровней, ритмическая органи­зация, колористический анализ и т.д.))-Варианты потенциальных ошибок (технические (технологические), организационные, декоративные несоответствия, искажения образа)-Направления завершения проекта (исправление композиции, гармонизационные мероприятия, уточнение художественной задачи)-Ресурсы совершенствования проекта (технология функциональных процессов, материалы и оборудование, организационно-пространственная схема декоративные предложения)-Основные пути совершенствования проектных предложений (введение «доминантной темы», «доводка» доминанты,перестройка акцентного комплекса, целенаправленная корректировка исходных визуальных форм (стилизация, «Фирменный стиль», индивидуализация, работа с цветом, исправление пропорций и т.д.), масштабная координация).

В проектном анализе нужно проанализировать «формаль­ные» качества работы: гармоничность, колористическую согласованность, рит­мические и пропорциональные связи и закономерности;Но кроме того дизайнеру надо уметь представлять любую целостно задуманную проект­ную модель в виде предельно упро­щенных условных схем, иллюстрирую­щих «частные» формальные или со­держательные стороны проектного замысла, например, в виде обобщен­ных композиционных схем. Дело в том, что в процессе «обрастания» дизайн-концепции реальными разме­рами, конструкциями, наборами обо­рудования исходная идея часто иска­жается, заслоняется случайными впе­чатлениями и подробностями. Поэто­му время от времени имеет смысл по уже наработанным материалам про­екта составлять условные схемы вза­имосвязей композиционных элементов получающейся структуры, разбивая ее на содержательные уровни: про­странственная композиция (акцентно-доминантный строй комплекса), ком­позиционные системы отдельных предметно-пространственных или де­коративно-художественных фрагмен­тов и т.д.

Условные композиционные схемы помогают избавиться от набегающих по ходу работы ошибок и искажений и проясняют автору положительные и отрицательные стороны его идей, дают импульс к их развитию.Другой прием — составление схем масштабной координации как на базе общих проекций объекта или комплекса, так и для его фрагмен­тарных предметно-пространственных сочетаний. Представляя, какие принци­пиальные масштабные впечатления («героический» или «камерный» масш­таб) должен получить зритель от вос­приятия всего ансамбля, какие его ком­поненты должны осуществлять предпо­лагаемые связи объекта с потребите­лем (тактильные контакты, подробное восприятие полной системы масштабных состояний, укрупненные общие ощущения), автор может нацеленно вносить необходимые преобразования в масштабный, а следовательно и композициенный срой своего произведения.

Следующим этапом дизайн проектирования выступает определения метода проектирования. Метод (от греч. methodos — путь исследования, познания, теория, уче­ние) — совокупность приемов или операций практического или теорети­ческого освоения действительности, подчиненных решению конкретной за­дачи.В дизайнерском творчестве метод представляет собой совокупность при­емов, способов, целесообразных дей­ствий, поправленных на упорядочение проектного процесса. Метод отражает повторяемость приемов и путей ди­зайнерской деятельности, в последствии становятся законо­мерности создания проектной модели правилами работы дизай­нера.

Современное потребление превращается в интенсивный процесс постоянного обновления вещей. Человек, руководствуясь своими желаниями, страхами, фантазиями, модой, престижем и т.д., стремится к постоянной погоне за новыми вещами, обновляя свое вещное пространство, свою среду обитания. Кроме функционального использования, создание и потребление вещей становится деятельностью по формированию новой смысловой реальности. Объектом дизайнерского проектирования выступают вещи, предметная среда. Дизайн создается человеком и для человека. Они неразделимо связаны друг с другом, здесь синтезируются, история, культура, география, индивидуальность и др. В дизайн-проектирование очень важна ана­литическая деятельность самого дизайнера, критика профес­сионалов, мнение заказчика и потребителя. Дизайнер должен качественно разрабатывать концепцию, четко определять цели, задачи, методы проектирования, удовлетворять потребности общества. Цель проектируемой вещи это ответ на потребность человека. Соотнесение вещи со смысловым универсумом как источником, хранилищем накопленных смыслов превращает вещь в социокультурный проект, реализуемый в процессе социокультурных практик повседневности. Символически-знаковая, коммуникативная природа смыслового универсума определяет способы конструирования социокультурного пространства как манипуляции со знаками, а проектирование вещи – как лингвистическую деятельность.