Форми використання комп’ютерних технологій в дизайні та інших напрямках проектно – творчої діяльності.

Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности: в науку, производство, образование, быт - и можно говорить о наступлении новой, компьютерной эры. "В настоящее время владение навыками работы с ЭВМ рассматривается как вторая грамота". Но компьютеризация образования - это не только обеспечение компьютерной грамотности или изучение одного-двух языков программирования и основ информатики. Это, в первую очередь, средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Таким образом, компьютерные технологии можно трактовать в узком и широком смысле слова. Первое означает применение компьютера как средства обучения, второе - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе.

Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования.

Но многие как отечественные, так и зарубежные специалисты отмечают, что внедрение компьютеров, как и других ТСО, шло эмпирическим путем, без должного использования достижений современной теории обучения и применение компьютеров в обучении не дает того эффекта, который следовало бы ожидать. Причину этого они видят в недостаточной разработке теоретических основ компьютеризации обучения.

Основным способом концентрированной передачи информации от преподавателя обучаемым является лекция. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.

Одним из преимуществ компьютерной демонстрации является то, что натурный эксперимент, как правило, дорог и его не всегда реально можно осуществить. На экране дисплея процесс можно воспроизвести многократно, остановить в любом месте, продемонстрировать в обратном направлении, любая его фаза доступна для подробного комментирования.

Как показывает педагогическая практика, любое новшество в процессе обучения студентов приводит к существенным изменениям в планировании и организации учебного процесса. Нужен не отдельный метод или средство обучения, а целостная технология - совокупность методов, средств и форм организации обучения, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей. Поэтому для осуществления поставленных дидактических целей необходима целостная педагогическая технология, т.е. комплекс форм, методов и средств организации процесса обучения.

Решать необходимо как технические, так и психолого-педагогические задачи компьютерного обучения. Можно выделить три группы таких проблем: теоретико-методологические проблемы; проблемы, связанные с разработкой технологии обучения; проблемы, связанные с проектированием обучающих программ. (Е.И. Машбиц). Решение их в отношении общепредметных и специализированных дисциплин позволит готовить специалистов на качественно новом уровне.

«На первое место должна быть поставлена проблема программного обеспечения, так как без программы они (компьютеры) не могут выполнить никаких обучающих функций».

В то же время отсутствие научно обоснованного и методически грамотного программного обеспечения для ЭВМ приводит к тому, что компьютеры применяются в учебно-воспитательном процессе не по назначению, а служат для игр, используются как дорогая пишущая машинка или вообще не используются и морально стареют. Такое отношение к ЭВМ приводит к нерациональному использованию вложенных материальных средств и полному отсутствию их отдачи в виде повышения качества обучения. Надо отметить, что в процессе овладения системой знаний и умений такой компонент как "компьютер — это не просто прибавка к существующей системе обучения и его роль не сводится к замене трехкомпонентной системы обучения «учитель — учебник - ученик» четырехкомпонентной", то есть системой «учитель - учебник — компьютер — ученик».

Таким образом, существует противоречие между необходимостью применения преимуществ компьютерных технологий в подготовке грамотных специалистов и отсутствием педагогически и методически обоснованного программного обеспечения, методик использования ЭВМ в учебном процессе.

При компьютерном обучении появляется возможность существенно увеличить количество и виды заданий, которые можно решать во время практических и лабораторных занятий, обеспечить групповое взаимодействие между обучающимися и преподавателем, в том числе находящихся на достаточно удаленном расстоянии друг от друга. И во время таких занятий преподаватель должен хорошо ориентироваться, определять затруднения студентов и оказывать им необходимую помощь. Поэтому для увеличения эффективности обучения, снижения психологической и эмоциональной нагрузки преподавателя, поддержания высокой активности обучаемых и увеличения учебной мотивации, необходимо при разработке обучающих программ создавать развитую контекстно-зависимую систему помощи, учитывающую по возможности различные, в том числе и нестандартные ситуации, в которых может оказаться обучающийся.

Одним из важных факторов при разработке программ является интерфейс с пользователем (дизайн, эргономичность, диалоговые сообщения и др.). Современные компьютерные средства позволяют использовать не только отображение текста, но и обладают возможностью показывать графические объекты, высококачественные фотографии, позволяют использо вать анимацию, звук и видео. Кроме того, при проведении занятий без применения компьютерных технологий преподаватель ограничен каким-либо стандартным набором плакатов или схем, а создание своего красочного плаката достаточно трудоемкое дело. При этом широкими возможностями обладают ступенчатые иллюстрации, которые усваиваются учащимися лучше, чем демонстрация целостного изображения объекта. Таким образом, целесообразнее создавать уже не один, а серию плакатов. Используя же современные графические, анимационные программы, средства презентаций, аппаратуру для ввода фотографий в компьютер (сканер, цифровой фотоаппарат), можно в десятки раз ускорить процесс создания серий плакатов.

В свете такой постановки вопроса сформулирована проблема нашего исследования: применение компьютерных технологий как средства интенсификации процесса обучения.

 



r.php"; ?>