Баугаус – школа нового типу. Основні етапи розвитку Баугауса (Веймер – Десну – Берлін)
Баухауз - крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне, пропагандировавшая простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их практической полезности.
По подобию средневековых сообществ строительства храмов основатель Баухауза Вальтер Гропиус стремился создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества. Ведущий педагогогический принцип Баухауз - соединение обучения и ремесла. Между художниками и ремесленниками не существует принципиальной разницы. Художник - высшая ступень ремесленника.
Возникновение и становление Баухауз тесно связаны с общественным переворотом, начавшимся в конце первой мировой войны. Миропреобразующие идеи Октябрьской социалистической революции в России стали "крестным отцом" Ноябрьской революции 1918 года в Германии, ее гражданско-демократического содержания. В 1919 году, в год основания Баухауз, послевоенная Германия испытывала серьезный экономический кризис.
Стремление страны, отставшей от многих других, с выходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекционизма потребовало обязательного проставления на немецких товарах знака "Сделано в Германии", уверенное, что он сам по себе отвратит английского покупателя. Все это создавало объективные условия поиска новых принципов формообразования промышленных товаров, способных повлиять на изменение этой ситуации.
С другой стороны, Октябрьская революция в России, а за ней Ноябрьская революция 1918 года в Германии, вызвали активизацию творческой деятельности, направленной на поиск новых революционных идей, активизацию политической деятельности, в которой принимали активное участие художники, представители интеллигенции. Несмотря на то, что в вопросах искусства и мировоззрения пионеры движения "Баухауз" и не придерживались единых мнений, все же они своими социально определенными целями оказывали сильное влияние на духовные споры в области искусства того времени. Неизбежно это вело к столкновениям с формировавшимися реакционными силами реставрации Германии. С первых дней своего существования Баухауз вынужден был отбиваться от нападок консервативного мещанства, шовинистов и последышей свергнутой монархии. После шести лет пребывания в Ваймаре, становившимся опло^ том реакции, Баухауз вынужден был в 1925 году эвакуироваться в более дружественный Дессау. Но и здесь через семь лет захватившие городскую власть нацисты вытесняют его. В 1932 году Баухауз вынужден пере-браться в Берлин, где он после победы фашизма в 1933 году навсегда прекращает свое существование.
Баухауз в Ваймаре 1919-1925 гг. Основные педагогические принципы
Баухауз был создан в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате слияния и реорганизации существовавших здесь Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств как государственное учебное заведение нового типа. Первая была создана в 1860 г. как художественная школа преподавания живописи, с 1905 г. - живописи и скульптуры, а с 1910 г. получившей статус высшей школы изобразительных искусств. Вторая, основанная бельгийским художником и архитектором Анри Ван де Вельде, просуществовала с 1907 по 1915 гг.
Основателем и первым директором Баухауз был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус (1883-1969). Его замысел состоял в единении в одной школе изобразительного и прикладного искусст-ва в совокупности с архитектурой. 12 апреля 1919 года предложение Гропиуса получило одобрение временного правительства Ваймарской республики и вновь образованная школа получила имя "Государственный Баухауз в Ваймаре".
JB программе Баухауза Вальтером Гропиусом была поставлена цель создать подлинное содружество учащих и учащихся, собрать воедино все виды художественного творчества по подобию средневековых сообществ строительства храмов - мастеров, подмастерьев и учеников: архитекторов и каменщиков, скульпторов и живописцев, резчиков по камню и дереву, плотников и столяров, мастеров витража. Их сплачивал общий труд возведения и украшения собора, длившийся порой десятилетиями и более, труд над объектом, специфическими свойствами которого были духовный смысл и целостность. Они накладывали особый отпечаток на весь быт и систему отношений внутри этих сообществ, которые в Германии назывались "Баухютте" ("хижина строительства", отсюда и название "Баухауз").
Первые шаги Баухауза были неотделимы от социально-эстетических позиций, принимавшихся и разделявшихся его создателями в самом широком плане. Отсюда и пафос первой программы Баухауза, в которой, в частности, говорилось:
«Конечная цель всякой художественной деятельности - здание! Украшение его было когда-то важнейшей задачей изобразительных искусств, и они являлись неотъемлемой частью архитектуры. Сегодня они пребывают в замкнутой обособленности, из которой могут выйти благодаря лишь совместной и взаимопроникающей деятельности всех творческих работников. Архитекторы, скульпторы и живописцы должны заново признать и научиться понимать расчлененную форму сооружения в единстве всех его частей; только тогда они наполнят свои произведения тем архитектоническим духом, который был утерян ими в салонном искусстве.
Архитекторы, скульпторы и живописцы, мы снова должны вернуться к ремеслу! Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художниками и ремесленниками. Художник лишь высшая ступень ремесленника. Милостью Божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника. Здесь источник истинного формотворчества.
Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками!
Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».
Таким образом, Гропиус ставил две главные цели учебного и научно-исследовательского объединения:
во-первых, отказ от салонного искусства, возврат к ремеслу и прикладное обучение как основа образования;
во вторых, синтез всех, как называл Гропиус "художественно-производственных дисциплинка, общее худо-жественное произведение -"большой дом".
По этой программе при всех трудностях послевоенных лет было начато создание школы нового типа. В качестве преподавателей Гропи^сприглашал людей одаренных, творчески смелых, одержимых поиском новых путей развития художественной школы. После приглашения соответствующих педагогических кадров, начали создаваться мастерские и получили развитие учебные программы. Первые годы были годами педагогических и художественных поисков и экспериментов.
return false">ссылка скрытаОбучение в Баухауз начиналось с вводного курса, на- котором учащемуся нужно было приобрести ряд навыков, которые давали ему возможность научиться обращению с материалами, формой, цветом. Этот вводный курс был обязателен для всех, и только тот, кто успешно"** заканчивал его, начинал изучение специальных предме-тов в мастерских мебели, керамики, металла, текстиля, настенной живописи, сценических декораций, графичес-_ кого и фотографического искусства.
Вводный курс Вальтер Гропиус поручил вести молодому швейцарскому художнику Иоганесу Иттену. В своем вводном курсе Иттен, как он пишет в своей книге "Мой форкурс в Баухаузе и других школах" ставились следующие задачи:
Пробудить творческие силы и вместе с ними художественные способности обучающихся, сделав так, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ.
Облегчить студентам выбор их будущей профессии. Здесь особенно должны были помочь занятия с различными материалами и их текстурами. Каждый из студентов должен был определить, какой из материалов больше ему по душе, что именно соответствует его твор ческому я - дерево, металл, стекло, камень, глина или
ткань.
Познакомить студентов с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом. Законы формы и цвета открывали им мир объективных начал искусства. Втягиваясь в работу, они постепенно овладевали тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении проблем формы и цвета.
Вместе с Иттеном в Баухаузе с самого начала работали немецкий скульптор Герхард Маркс и Лайонел Файнингер. В 1921 г. к этой группе присоединился художник Пауль Клее. После этого все больше и больше людей приходило из абстракционистских группировок: сначала - Оскар Шлеммер в 1921 г., затем в 1922 г. -Василий Кандинский, а в 1923 г. - Моголи-Надь. Сотрудничество этих художников отмечено более сильной тенденцией к абстрактному искусству и отражает стадии развития, через которые прошел Баухауз.
Работав мастерских велась под руководством мастера (педагоги отказались от академических званий процессоров). Она включала:
органическое формообразование, вытекающее из ремесленного мастерства;
подготовку к сдаче экзаменов на звание подмастерья и мастера (последний - только для наиболее выдающихся учеников) по цеховому образцу, которые принимаются Советом мастеров школы, либо специально приглашенными цеховыми мастерами;
участие обучаемых в личных работах мастеров-преподавателей;
выполнение обучаемыми самостоятельных договорных заказа Вальтер Гропиус верно угадывал в архитекторах и художниках разных направлений педагогов-теоретиков и практиков. Паулю Клее была поручена мастерская художественного стекла и семинар для учащихся мастерской художественного текстиля. На венгерского живописца Ласло Моголи-Надь было возложено руководство мастерской металла. Особая роль была отведена Василию Кандинскому: он вел курс основ формообразования семинары цветоведения и аналитического рисунка, руководил мастерской настенной живописи и выполнял обязанности заместителя директора Баухауза.
В процессе обучения закладывались принципы функционализма как нового подхода к проектированию любого объекта. Таким образом, претворялся в жизнь девиз: "искусству научить нельзя, научить можно только ремеслу". Студентов тем самым готовили не к келейным занятиям архитектурой и дизайном, а к проектированию., для массового производства. Особые требования предъяви. лялись к знанию производственного процесса.
В основе системы обучения лежала структура средневековых ремесленных цехов: "учен^ик-подмастерье-мастер". Деятельность Баухауз носила определенную социальную направленность. Формообразование индустриально производимых изделий велось в расчете прежде всего на людей с небольшим достатком. Особое внимание в Баухауз уделялось проблемам жилища для рабочих.
Это постоянно раздражало политически консервативные партии. Они резко критиковали Баухауз, зачастую прибегая к клевете. Пришедший к власти в 1924 году блок реакционных буржуазных партий, добился пятидесятипроцентного сокращения бюджета Баухауз, тем самым сделав дальнейшую работу школы фактически невозможной. 1 апреля 1925 года Совет Мастеров Баухауза решил закрыть школу в Ваймаре.
У Баухауз были многочисленные противники среди специалистов и общественности, но было немало и сторонников. Вальтер Гропиус получил предложения о предоставлении условий для работы из целого ряда городов Германии. Выбор пал на Дессау, куда переехали за малым исключением все мастера и ученики Баухауз.
Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.
Переезд из славного своими культурными традициями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.
Программа строительства комплекса Баухауз включила возведение главного здания Баухауз с учебными аудиториями, мастерскими, столовой, административными помещениями, студенческим общежитием и домов с мастерскими преподавателей.
Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещениями. Учебно-административные корпуса связываются одноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным блоком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усиливают стеклянные стены.
Со строительством собственного здания школы возникли благоприятные рабочие условия. Возведенное по проекту Вальтера Гропиуса новое здание было 4 декабря 1926 года при участии тысяч гостей - выдающихся политиков, немецких и иностранных архитекторов, художников и ученых, торжественно открыто.
В Дессау, как позже отмечал сам Гропиус, укрепились ваймарские планы развития Баухауза и прояснилась их социальная значимость. Они нашли во многом свое завершение. Произошло дальнейшее становление педагогической системы и развитие формообразования. Яснее выразилось в учебных курсах обращение к индустриальному производству. Оформился новый обра зовательный профиль - индустриальное формообразова ние. Этот период характеризуется также более близким контактом с промышленностью. Деловые связи с промышленностью выражались в том, что новая школа давала промышленности образцы для производства: осветительную арматуру, ковры, ткани и знаменитую мебель из стальных труб.
В октябре 1926 года Баухауз в Дессау был снова признан на государственном уровне и у него появился титул «высшая школа формообразования» с правом присвоения по окончании обучения Баухауз-диплома.
Решение о приеме Баухауз в Дессау было принято на городском Совете 23 марта 1925 года. За это проголосовали депутаты и члены магистрата от социал-демократической и коммунистической партий Германии (26 голосов из 41). Благодаря этой демократической коалиции более семи лет просуществовал Баухауз в Дессау. Однако противники Баухауз сплотились в специально созданном для этого буржуазно настроенном объединении и политическое наступление против Баухауз началось с новой силой. Видя, как все растут силы противодействия, впутывающие в столкновение вокруг Баухауза не только местные круги, но и Рейхстаг, Вальтер Гропиус 1 апреля 1928 года покидает Баухауз. Новым директором становится, по еголщеддожен-ию, швейцарский архитектор Ханс Майер (1889-1954).
Ханс Майер больше внимания уделяет архитектуре, связи обучения и исследовательской деятельности со строительной практикой^иромышленностью. В это же время Баухауз переносит в свою работу политические и социальные идеи революционного рабочего движения. Возникает студенческая ячейка коммунистической партии Германии. Все это усилило наступление правых. Летом 1930 года Ханс Майер был уволен по политическим мотивам. Он уезжает с несколькими учениками в Советский Союз.
Архитектор Мис ван дер Роэ (1986-1969), третий директор Баухауз, пытаясь сохранить существование школы, исключил какую-либо политическую деятельность в стенах Баухауз. Под давлением реакции он даже отменил некоторые прогрессивные достижения работы Баухауз. Занятия приблизились снова к академическим формам, которые ограничивали продуктивную работу в мастерских.
Однако, после правительственных выборов осенью 1931 года, на которых правые силы получили дальнейшее усиление, был поставлен вопрос о прекращении выделения средств для Баухауз и даже о сломе его здания. В итоге было принято решение - существование Баухауз с 1 октября 1932 года прекратить и педагогический персонал уволить.
Баухауз в Берлине 1932-1933 гг.
Людвиг Мис ван дер Роэ делает попытку спасти школу в форме частного института. Баухауз переселился в Берлин и устроился в пустующем здании бывшей^ телефонной фабрики. Почти весь преподавательский персонал и студенты прибыли в Берлин. С переменой места появились новые надежды: возможностей в крупном столичном городе было гораздо больше, чем в «глухой духоте маленького города». Однако, после прихода фашистской диктатуры, судьба Баухауз была предрешена. 11 апреля 1933 года полиция произвела обыск в здании школы под предлогом, что здесь находится коммуниста ческая литература. Присутствующие педагоги и студенты, которые не смогли предъявить свои документы, были забраны в полицию. Здание было опечатано. 20 июля 1933 года Совет педагогов решил - как и когда-то в Ваймаре - Баухауз ликвидировать.
Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Ваймаре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда и поселок Тортен в Дессау - классические образцы функционализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кандинского, проектируемая в синтезе с архитектурой интерьера; современная по сей день посуда из металла и керамики Т.Боглера и М.Брандта. Известны во всем мире * такие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Ва генфелда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до'сизтор, и одно_йа._самых престижных в современных интерьерах офисов - кресло «Василий» М.Бройера ji3 никелированных стальных труб.
В разные годы в Баухауз преподавали Иоганнес Иттен, Георг Мухе, Оскар Шлеммер, Василий Кандинский, Ласло Моголи-Надь, Пауль Клее, Юст Шмидт, Юзеф Альберс. Директорами Баухауз были Вальтер Гропиус (1919- 1928 гг.), Ханс Майер (1928-1930гг.), Л.Мис ван дер Роэ (1930-1933 гг.).