Изучение семьи в соответствии с «моделью Мак-Мастерса»: изучаемые аспекты функционирования семьи, достоинства модели и её ограничения.

 

На сегодняшний день активно применяется «модель Мак-Мастерса», разработанная N.Epstein, D.Bishop, S.Lewin, которая ориентирует специалиста на изучение 6 аспектов функционирования семьи:

1. Способность семьи к изучению проблем (опознание проблемы, наличие информации о проблеме, способности рассматривать альтернативные пути решения, принятие одного решения, принятие решения об осуществлении, убеждение в успешности своих действий и оценке своих действий).

2. Коммуникативные характеристики (открытость или замаскированность информации, которой обмениваются члены семьи, прямая или косвенная информация).

3. Ролевые характеристики (ролевая структура семьи, функции семьи, привычные образцы поведения, наличие умений и навыков, необходимых для выполнения роли членами семьи, установление ответственности за различные внутрисемейные события).

4. Аффективная вовлеченность (1)самооценка участников семейного процесс – высокая, низкая; 2)характеристика коммуникационного процесса; 3)система власти, способ принятия решений и семейные правила; ); 4)социальные связи семьи – взаимодействия с внешним миром.

5. Характер мотивации, определяющий отношение индивида к семье – тип вовлеченности индивида в семью – 1) «нацистическая вовлеченность» - семья обеспечивает удовлетворение чувства тщеславия и укрепления самооценки; 2)сверхвовлеченность – эмоциональное слитие с семье, разрушение семьи равнозначно гибели индивида; 3)симбиотическая вовлеченность – индивид живет и действует в полной зависимости от некоторых других членов семьи.

6. Поведенческий контроль – способ, каким семья оказывает влияния на поведение членов семьи и регулирует его (ригидный, хаотический, гибкий, др.).