Объекты интеллектуальной собственности предпринимателя. Товарный знак. Фирменное наименование.

Интеллектуальная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

Объекты интеллектуальной собственности подразделяются: 1) на объекты авторского права и смежных прав (произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ и базы данных, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания); 2) объекты промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и полезные модели, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, секреты производства (ноу- хау), коммерческие обозначения).

Товарный знак. Право на товарный знак может принадлежать лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, будь то лица физические или юридические, а среди последних – организациям коммерческим или некоммерческим, осуществляющим таковую деятельность.

Товарными знаками могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Документом, удостоверяющим исключительные права предпринимателя на использование товарного знака и приоритет самого товарного знака, является свидетельство на товарный знак, выдаваемое после его государственной регистрации. Права предпринимателя, зарегистрировавшего товарный знак, относятся лишь к тем товарам, которые указаны в свидетельстве. Регистрация товарных знаков и выдача свидетельств осуществляется Патентным ведомством. Оно проводит предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. Эти действия весьма важны, так как закон содержит перечень оснований для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.

Фирменное наименование. Подобно тому как всякий человек, выступающий в гражданских правоотношениях как лицо физическое, имеет имя, всякое юридическое лицо имеет свое наименование, называемое фирменным наименованием, или фирмой. Наименование играет весьма важную роль в коммерческой сфере, где доброе имя и деловая репутация ценятся не меньше, чем иные материальные ценности. Наименование коммерческой организации, так же как и наименование любого юридического лица, должно быть указано в учре­дительных документах.