II. ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Материалы межведомственной комиссии по охране здоровья населения Совета безопасности РФ свидетельствуют, что во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья, рост частоты и тяжести течения болезней, возникновение и распространение ранее неизвестных патологических состояний и заболеваний.
В высшие учебные заведения наряду со здоровыми студентами поступают лица, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. При проведении медицинского обследования они, как правило, зачисляются в специальную медицинскую группу и находятся под систематическим контролем спортивного врача.
Занятия физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, способствуют укреплению организма, повышению его сопротивляемости заболеваниям, положительно влияют на функции всех систем организма в их сложном взаимодействии.
Организация и методика учебного процесса в специальном учебном отделении имеет свои особенности. Преподаватель физического воспитания должен ориентироваться в классификации различных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, уметь определить физическую нагрузку с учетом показаний и противопоказаний, знать условные сроки допуска студентов к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний.
Задачами физического воспитания в специальном медицинском отделении являются:
• устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание у студентов высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения в вузе;
• приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
• ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний;
• развитие и совершенствование физических качеств;
• врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями.
Самостоятельная работа студентов специальной медицинской группы планируется и проходит под контролем преподавателя. Кафедра физического воспитания МГТУ ГА предлагает следующие направления самостоятельной работы студентов специальной медицинской группы:
• самостоятельные занятия по физической культуре с учетом заболевания;
• самостоятельное освоение теоретических и методико-практических знаний по физической культуре;
• участие в научно-практических конференциях по проблемам физической культуры, написание рефератов и докладов;
• помощь и участие в спортивно-массовых соревнованиях и спортивно-развлекательных мероприятиях.
Основные формы самостоятельных занятий по физической
культуре
Утренняя гигиеническая гимнастика - это система простейших упражнений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния организма человека. В комплексы утренней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения (приложение 4).
При составлении комплексов физических упражнений, их дозировании и последовательности выполнения следует учитывать особенности заболевания. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе, с небольшой амплитудой движений, постепенно увеличивать ее до средних величин. Следует избегать упражнений с силовыми элементами. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений. Заканчивать утреннюю гимнастику ходьбой на месте до полного восстановления дыхания.
Динамическая пауза - использование физических упражнений в режиме рабочего дня, которые позволяют снять излишнее напряжение, повысить работоспособность.
Оздоровительная ходьба - главной особенностью этого вида деятельности является ритмичность дыхания и вовлечение в работу большинства крупных мышечных групп. Дозированная ходьба используется для реабилитации и лечения различных заболеваний и является важной составной частью активного отдыха. Оздоровительная ходьба позволяет плавно регулировать физическую нагрузку, поэтому качественные изменения функциональных физиологический систем происходят почти незаметно. Постепенное увеличение продолжительности прогулки, изменение скорости передвижения являются эффективным средством развития общей выносливости, укрепления сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем; развития и совершенствования опорно-двигательного аппарата, формирования и укрепления правильной осанки. Для улучшения физического состояния следует проводить прогулки на свежем воздухе.
Индивидуальный темп ходьбы (количество шагов за 1 минуту) определяется возрастом, ростом, массой тела, длиной и шириной шага, полом, физическим состоянием и т.д. Известны следующие режимы ходьбы:
• очень медленный: 60-70 шагов за 1 мин (2,5 -3 км/ч);
• медленный: 70-90 шагов за 1 мин (3-4 км/ч);
• средний: 90-120 шагов за 1 мин (4-5 км/ч);
• быстрый: 120-140 шагов за 1 мин (5-6 км/ч);
• очень быстрый: свыше 140 шагов за 1 мин (более 6,5 км/ч).
В зависимости от заболевания темп ходьбы чередуется от спокойного (10 - 15 мин.) до быстрого (5-15 мин.), учитывая физическое состояние и самочувствие. Постепенно, через 1 - 2 недели длительность быстрой ходьбы увеличивается, медленной - уменьшается. Завершать дистанцию следует дыхательными и расслабляющими упражнениями.
Главным критерием объема и характера двигательной активности являются: частота сердечных сокращений, частота дыхания, положительные эмоции. Определить физическое состояние занимающихся оздоровительной ходьбой и степень подготовленности их сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам можно с помощью трехмильного теста ходьбы (К.Купер). Если занимающийся способен пройти расстояние 5 км примерно за 45 мин., то можно переходить к оздоровительному бегу.
Оздоровительный бег - оказывает всестороннее воздействие на все функции организма, на дыхательную и сердечную деятельность, на костно-мышечный аппарат и психику.
Эффективность бега достигается соблюдением следующих основных принципов:
• тренироваться не напрягаясь, придерживаясь индивидуального темпа бега;
• повышать нагрузку, постепенно увеличивая длину дистанции, но не темп;
• при необходимости использовать кратковременные передышки, во время которых не останавливаясь снижать темп;
• длительность бега и его темп устанавливаются индивидуально, в зависимости от состояния здоровья, двигательной подготовки и т.д.;
• нельзя форсировать подготовку. Объем и интенсивность нагрузки зависят от адекватности реакции организма. Приспособление к определенной нагрузке занимает от одного до трех месяцев;
• перед началом бега рекомендуется психологически настроиться на него и выполнить несколько упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящей работе;
• закончив беговую дистанцию, переходят на ходьбу, с постепенным замедлением темпа. Затем выполняют несколько упражнений на восстановление дыхания, расслабление мышц.
Ходьба на лыжах - вид физических упражнений, основанный на естественных движениях. Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование напряжения и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца. Ходьба на лыжах положительно влияет на дыхательную систему, благотворно воздействует на центральную нервную систему.
При ходьбе на лыжах важно правильно определить темп и ритм передвижения, а также объем нагрузки, не допуская значительного утомления. Первые 3-4 недели ходьбу начинают в течение первых 10 мин. в равномерном темпе. Дыхание должно быть свободным.
Плавание - оздоровительное значение состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц, играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям по физической культуре студентам специальной медицинской группы необходимо освоить теоретические и методико-практические знания по физической культуре, в том числе им рекомендуется самостоятельно освоить следующие темы:
1. Составление комплекса оздоровительной гимнастики с учетом индивидуального заболевания;
2. Составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, динамической паузы с учетом особенностей заболевания;
3. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, номограмм, функциональных проб;
4. Ведение личного дневника самоконтроля;
5. Различные системы оздоровительной гимнастики, применяемые для лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
6. Значение физической тренированности для адаптации организма к разнообразным условиям внешней среды;
7. Питание при различных заболеваниях и контроль за массой тела при различной двигательной активности;
8. Основные положения методики закаливания. Составление программы закаливания с учетом индивидуального заболевания студента;
9. Основы самомассажа при занятиях физическими упражнениями, в связи с имеющимися заболеваниями;
10. Проведение анализа и самооценки динамики показателей физического развития, функционального состояния, состояния здоровья, тестов общефизической подготовки за период обучения на кафедре физического воспитания и спорта.
Рекомендуется занятия физическими упражнениями проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания – солнце, свежий воздух. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Укреплять своё здоровьепо жесткому графику трудно, но если это удается, то удается и все остальное.