II. ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Материалы межведомственной комиссии по охране здоровья населения Совета безопасности РФ свидетельствуют, что во всех возрастных группах отмечается снижение уровня здоровья, рост частоты и тяжести течения бо­лезней, возникновение и распространение ранее неизвестных патологических состояний и заболеваний.

В высшие учебные заведения наряду со здоровыми студентами посту­пают лица, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. При про­ведении медицинского обследования они, как правило, зачисляются в специ­альную медицинскую группу и находятся под систематическим контролем спортивного врача.

Занятия физическими упражнениями со студентами, имеющими от­клонения в состоянии здоровья, способствуют укреплению организма, повы­шению его сопротивляемости заболеваниям, положительно влияют на функ­ции всех систем организма в их сложном взаимодействии.

Организация и методика учебного процесса в специальном учебном от­делении имеет свои особенности. Преподаватель физического воспитания должен ориентироваться в классификации различных отклонений в состоя­нии здоровья занимающихся, уметь определить физическую нагрузку с уче­том показаний и противопоказаний, знать условные сроки допуска студентов к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний.

Задачами физического воспитания в специальном медицинском отделении являются:

• устранение функциональных отклонений и недостатков в физи­ческом развитии, формирование правильной осанки, совершенствова­ние физического развития, укрепление здоровья и поддержание у сту­дентов высокой работоспособности на протяжении всего периода обу­чения в вузе;

• приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессио­нальных целей;

• ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболева­ний;

• развитие и совершенствование физических качеств;

• врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями.

Самостоятельная работа студентов специальной медицинской группы планируется и проходит под контролем преподавателя. Кафедра физического воспитания МГТУ ГА предлагает следующие направления самостоя­тельной работы студентов специальной медицинской группы:

• самостоятельные занятия по физической культуре с учетом заболевания;

• самостоятельное освоение теоретических и методико-практических знаний по физической культуре;

• участие в научно-практических конференциях по пробле­мам физической культуры, написание рефератов и докладов;

• помощь и участие в спортивно-массовых соревнованиях и спортивно-развлекательных мероприя­тиях.

 

Основные формы самостоятельных занятий по физической

культуре

Утренняя гигиеническая гимнастика - это система простейших упраж­нений, направленная на обеспечение оптимального текущего состояния орга­низма человека. В комплексы утренней ги­гиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения (приложение 4).

При составлении комплексов физических упражнений, их дозировании и последовательности выполнения следует учитывать особенности заболева­ния. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует на­чинать в медленном темпе, с небольшой амплитудой движений, постепен­но увеличивать ее до средних величин. Следует избегать упражнений с силовыми элементами. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений. Заканчивать утреннюю гимнастику ходьбой на месте до полного восстановления дыхания.

Динамическая пауза - использование физических упражнений в режиме рабочего дня, которые позволяют снять излишнее напряжение, повы­сить работоспособность.

Оздоровительная ходьба - главной особенностью этого вида деятель­ности является ритмичность дыхания и вовлечение в работу большинства крупных мышечных групп. Дозированная ходьба используется для реабили­тации и лечения различных заболеваний и является важной составной частью активного отдыха. Оздоровительная ходьба позволяет плавно регулировать физическую нагрузку, поэтому качественные изменения функциональных физиологический систем происходят почти незаметно. Постепенное увеличение продолжительности прогулки, изменение ско­рости передвижения являются эффективным средством развития общей вы­носливости, укрепления сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной сис­тем; развития и совершенствования опорно-двигательного аппарата, форми­рования и укрепления правильной осанки. Для улучшения физического со­стояния следует проводить прогулки на свежем воздухе.

Индивидуальный темп ходьбы (количество шагов за 1 минуту) опреде­ляется возрастом, ростом, массой тела, длиной и шириной шага, полом, физи­ческим состоянием и т.д. Известны следующие режимы ходьбы:

• очень медленный: 60-70 шагов за 1 мин (2,5 -3 км/ч);

• медленный: 70-90 шагов за 1 мин (3-4 км/ч);

• средний: 90-120 шагов за 1 мин (4-5 км/ч);

• быстрый: 120-140 шагов за 1 мин (5-6 км/ч);

• очень быстрый: свыше 140 шагов за 1 мин (более 6,5 км/ч).

В зависимости от заболевания темп ходьбы чередуется от спокойного (10 - 15 мин.) до быстрого (5-15 мин.), учитывая физическое состоя­ние и самочувствие. Постепенно, через 1 - 2 недели длительность быстрой ходьбы увеличивается, медленной - уменьшается. Завершать дистанцию сле­дует дыхательными и расслабляющими упражнениями.

Главным критерием объема и характера двигательной активности яв­ляются: частота сердечных сокращений, частота дыхания, положи­тельные эмоции. Определить физическое состояние занимающихся оздорови­тельной ходьбой и степень подготовленности их сердечно-сосудистой систе­мы к физическим нагрузкам можно с помощью трехмильного теста ходьбы (К.Купер). Если занимающийся способен пройти расстояние 5 км примерно за 45 мин., то можно переходить к оздоровительному бегу.

Оздоровительный бег - оказывает всестороннее воздействие на все функции организма, на дыхательную и сердечную деятельность, на костно-мышечный аппарат и психику.

Эффективность бега достигается соблюдением следующих основных принципов:

• тренироваться не напрягаясь, придерживаясь индивидуального темпа бега;

• повышать нагрузку, постепенно увеличивая длину дистанции, но не темп;

• при необходимости использовать кратковременные передышки, во время которых не останавливаясь снижать темп;

• длительность бега и его темп устанавливаются индивидуально, в зави­симости от состояния здоровья, двигательной подготовки и т.д.;

• нельзя форсировать подготовку. Объем и интенсивность нагрузки за­висят от адекватности реакции организма. Приспособление к определенной нагрузке занимает от одного до трех месяцев;

• перед началом бега рекомендуется психологически настроиться на не­го и выполнить несколько упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящей работе;

• закончив беговую дистанцию, переходят на ходьбу, с постепенным замедлением темпа. Затем выполняют несколько упражнений на восстанов­ление дыхания, расслабление мышц.

Ходьба на лыжах - вид физических упражнений, основанный на есте­ственных движениях. Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмич­ное чередование напряжения и расслабления способствуют развитию мышеч­ной силы, создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца. Ходьба на лыжах положительно влияет на дыхательную систему, благотворно воздействует на центральную нервную систему.

При ходьбе на лыжах важно правильно определить темп и ритм пере­движения, а также объем нагрузки, не допуская значительного утомления. Первые 3-4 недели ходьбу начинают в течение первых 10 мин. в равномер­ном темпе. Дыхание должно быть свободным.

Плавание - оздоровительное значение состоит в том, что оно является одним из эффективных средств закаливания человека. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц, играют важную роль в улучшении функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям по физической культуре студентам специальной медицинской группы необходимо освоить теоретические и методико-практические знания по физической культуре, в том числе им рекомендуется самостоятельно освоить следующие темы:

1. Составление комплекса оздоровительной гимнастики с учетом индивидуального заболевания;

2. Составление комплекса утренней гигиенической гимнастики, ди­намической паузы с учетом особенностей заболевания;

3. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов, но­мограмм, функциональных проб;

4. Ведение личного дневника самоконтроля;

5. Различные системы оздоровительной гимнастики, применяемые для лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

6. Значение физической тренированности для адаптации организма к разнообразным условиям внешней среды;

7. Питание при различных заболеваниях и контроль за массой тела при различной двигательной активности;

8. Основные положения методики закаливания. Составление про­граммы закаливания с учетом индивидуального заболевания студента;

9. Основы самомассажа при занятиях физическими упражнениями, в связи с имеющимися заболеваниями;

10. Проведение анализа и самооценки динамики показателей физиче­ского развития, функционального состояния, состояния здоровья, тестов общефизической подготовки за период обучения на кафедре физического воспитания и спорта.

Рекомендуется занятия физическими упражнениями проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания – солнце, свежий воздух. Современный специалист должен быть закаленным, физически культурным человеком. Укреплять своё здоровьепо жесткому графику трудно, но если это удается, то удается и все остальное.